- Вот и в нашем городе,в городском автотранспорте планируется установить валидаторы,что это изменит, улучшит ли качество обслуживания? На примере города Таллинна ,можно увидеть как это работает,какие плюсы и минусы
- 14 августа 2012год.
- Через месяц в таллиннском общественном транспорте начнет действовать новая билетная система, однако, до тех пор, пока для жителей столицы не начнет действовать бесплатный общественный транспорт, останется и старая систем.
Таллинн незаметно провел большую часть работ для запуска системы. До 21 сентября осталось лишь установить у дверей новые устройства - валидаторы. Они предназначены для того, чтобы при входе пассажиры прикладывали к ним новый носитель билетов - смарт-карту, т.е. Ühiskaart (общую карту). Начиная с утра пятницы их можно будет приобрести в R-kiosk и многих торговых центрах за два евро. На карточку также следует сразу положить деньги, если вы хотите купить через валидатор часовой билет. Другой вариант - это купить на карточку билет на определенный период, пишет Eesti Ekspress.
Также разумно связать эту карточку со своей личностью, чтобы получить скидку. Например, имеется новая система скидок для тех, кто пользуется часовыми билетами: система снимает с персонифицированной карточки сумму не более чем за три поездки в день, тем самым приравнивая затраченную сумму к дневному билету. Билеты на определенный период будут теперь в трех ценовых классах: для жителя Таллинна, для жителя другого места и неперсонифицированный билет. По последнему может ездить, например, целая семья.
По словам руководителя билетного проекта Таллиннского транспортного департамента Тийта Лайксоо, избежать появления новых пластиковых карточек было невозможно. "Когда в 2004 году был взят в использование ИД-билет, считали, что новое поколение ИД-карт будет с бесконтактными чипами, но их нет до сих пор. Эксперты говорят, что меры безопасности ИД-карты такие высокие, что ее нельзя использовать для бесконтактной регистрации поездок в общественном транспорте", - говорит Лайксоо.
Уже были заказаны 100 000 карт, однако, рассчитывают в общем примерно на 300-350 000 карт. Детям дошкольного возраста общая карточка не нужна, всем остальным в общем нужна, но есть и альтернативы.
Общую карту заменят смартфоны и банковские карточки
Хоть и не сразу, но ученики нескольких таллиннских школ смогут вместо общей карточки пользоваться новым ученическим билетом. Для студентов общую карточку заменит новая карточка ISIC.
Но, по словам исполнительного директора создавшей новую систему компании Ühendatud Piletid Кристьяна Конкса, более важные разработки связаны с новыми смартфонами и банковскими карточками.
"В будущем обязательно будет еще два способа оплаты: один - это бесконтактная банковская карточка, второй - виртуальная банковская карточка, установленная на телефоне", - говорит руководитель по развитию EMT Куно Пеэк.
По оценке Пеэка, крупнейший эстонский оператор выведет пилотный проект по оплате проезда на общественном транспорте при помощи виртуальных банковских карточек в январе следующего года. По его словам, в случае с мобильными телефонами, то, когда этот способ оплаты можно будет использовать более масштабно, зависит от наших местных банков.
С приходом бесплатного транспорта карточка упразднена не будет
Бумажные билеты будут действовать до конца года, ИД-билеты - до следующего марта. После этого будет действовать только новая система. Общую карту, виртуальную карточку и банковскую карту жителям Таллинна придется использовать и в том случае, если Горсобрание примет решение с нового года ввести бесплатный общественный транспорт. В таком случае с помощью прикладывания карточки к валидатору таллиннцам надо будет доказывать, что они - таллиннцы.
Но неужели действительно не хватило бы в таком случае ИД-карты, с помощью которой можно доказать прописку в городе?
По словам Лайксоо, эти карточки помогут улучшить транспортную систему. "А как нам сделать систему общественного транспорта лучше, если информации нет? Никто не знает, сколько человек хотят ездить из одной части города в другую. Исследования - очень дорогие. Когда с электронных устройств начнет поступать информация, тогда это и узнаем. Например, пассажир регистрируется по утрам в Ыйсмяэ, а вечером - в Мяннику, это даст нам сигнал, что пора создать прямую линию из Ыйсмяэ в Мяннику".
Поименно, по его словам, ни за чьим движением следить нельзя. "Мы можем наблюдать только за номером карточки, а модуль в нашей системе не позволяет связывать его с личным кодом конкретного лица. На карточке есть лишь личный кода и номер карточки, все остальные данные - в интернете, защищены и зашифрованы".
К тому же эту систему планируют использовать не только в Таллинне, но и Харьюмаа, а в будущем - и для передвижения по Эстонии, как для местных жителей, так и для туристов.