У правительства Эстонии есть грандиозный план по практически полному разрушению школьной сети гимназий в Таллине. Согласно ему, около 5000 молодых таллинцев останется без возможности получать гимназическое образование.
Министерство образования и науки Эстонской Республики пытается силой заставить власти эстонской столицы «раздробить» муниципальные школы. По плану правительства в 2015-2018 годах в городе должны остаться только основные школы и несколько гимназий. Всего в Эстонии по этому же плану должно быть только 24 государственных гимназий.
На всё Харьюмаа и Таллин предполагается оставить шесть гимназий, где училось бы 2670 гимназистов.
Какие последствия будет иметь этот шаг? Не останется ли молодёжь и вовсе без возможности получать достойное образование? Мнением эстоноземельцев поинтересовался корреспондент BaltNews.ee.
Юлле Мурман, учитель эстонского языка, Гимназия Эхте:
— Похоже, что основная цель реформы направить учеников после основной школы в профессиональные образовательные учебные заведения, где они получат и профессию и, по возможности, среднее образование. Не думаю, что кто-то останется без образования. Кто хочет, тот его получит. Больше молодёжи станет учиться в училищах. Ведь нас ставят перед фактом и не дают выбора. Если у молодёжи не останется выбора, то она будет искать другие возможность для учебы, помимо гимназии.
Мярт Сультс, педагог, депутат парламента Эстонии от Центристской партии:
— Я считаю, что в Эстонии происходит методический геноцид, направленный на уничтожение образования, как такового. Какие выводы можно сделать из этого плана? Да только то, что бесплатное образование совсем исчезнет. Государство хочет переложить всю заботу и, в том числе, финансовую на плечи местных самоуправлений, при этом без всяких дотаций и средств. Это очень глупо и даже не подлежит обсуждению. Естественно я против таких шагов. Я как очень сведущий в этой сфере человек и член Рийгикогу буду бороться за наше образование. Сейчас я занимаюсь петицией, целью которой является обеспечение учителям детских садов достойной зарплаты, планирую передать петицию на обсуждение правительства не позднее следующей недели и затем я займусь отстаиванием интересов школы. Буду бороться за наше образование.
Мстислав Русаков, глава Правозащитного центра «Китеж», председатель правления НКО «Русская Школа Эстонии»:
— Ответ здесь очевиден. Конечно это будет иметь самые печальные последствия. Со снижением уровня высшего образования от работников требуется всё больший уровень образованности. Работодатели предпочитают бакалаврам магистров. Здесь же дети не будут иметь полноценной возможности даже для приобретения обычного среднего образования. Какие перспективы на трудоустройство у выпускника основной школы? Кто примет на работу человека с 9 классами образования? Если при этом бы как-то улучшалась ситуация с профтехучилищами, то это ещё можно было бы как-то понять. Но там тоже всё не гладко.
Также очевидно, что попытка сделать из гимназий элитарные учебные заведения не для всех приведёт к тому, что русских в них будут принимать в самую последнюю очередь. И требование к знанию эстонского языка даёт для этого широчайшие возможности. Если говоришь по-эстонски с акцентом, путаешься в падежах, значит негоден.