Легенды,загадки,байки,факты.....был ли мальчик?.....

Описание, фото, воспоминания, обсуждение
lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Re: Загадки В.О.В.

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 10:04

У агентурного разведчика Владимира Дмитриевича Федорова оказалась счастливая судьба. В 1940 году он был призван на флот. В июле 1941 года Владимира отобрали в разведку штаба КБФ. 18 ноября 1943 года разведгруппа под командованием В. Д. Федорова была высажена с катера «МО» на резиновых шлюпках на побережье, занятое противником. Перед группой была поставлена задача захвата «языка». С помощью партизан задача была выполнена – был взят в плен гестаповский офицер и с ним ценные документы. Партизаны оказали помощь разведчикам и в доставке пленного и документов в распоряжение наших войск.

7 февраля 1944 года на парашютах разведгруппа под командованием В. Д. Федорова была высажена в районе станции Ору (Эстония). За 12 дней пребывания в тылу фашистов разведчики вскрыли систему обороны побережья Нарвского залива на участке Тойла-Тюрсамяэ, передвижения войск через железнодорожную станцию Ору, через которую шло снабжение нарвского участка фронта. В период с 20 июня по 23 сентября 1944 года разведгруппа Федорова действовала на территории Эстонии в районе г. Кунда. За время выполнения задания группа передала в Центр более 120 радиограмм с ценными разведданными. В августе 1944 года в районе Раквере-Верги разведчики вскрыли строительство стартовых площадок для ракет «ФАУ-2», с помощью которых фашисты намеревались обстреливать Ленинград. Балтийские летчики уничтожили эти площадки. Ленинград был избавлен от возможного ракетного удара.


http://vet.pobeda.vif2.ru/#veteran
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Re: Загадки В.О.В.

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 10:08

    "Оружие возмездия" ФАУ-1 (V-1) Fi-103

    Начиная с 1942 года станция "Пенемюнде-Запад" осуществляла разработку системы оружия дальнего действия под названием "Физелер" Fi-103, которой позднее было присвоено наименование самолет-снаряд "Фау-1" (V-1).
    Поясним, что V - начальная буква немецкого слова "Vergeltung" (возмездие). Это обозначение было придумано Геббельсом и не имело ничего общего с характером системы оружия. С его подачи система Fi-103 стала обозначаться V-1 ("Фау-1"), A-4 -- V-2 ("Фау-2"), а обозначение V-3 ("Фау-3") было зарезервировано для зенитной ракеты "Шметтерлииг", которая не была запущена в производство.
    Самолет-снаряд "Фау-1" был в техническом отношении точной копией морской торпеды. После пуска такого снаряда он летел с помощью автопилота по заданному курсу и на заранее определённой высоте. Насколько морская торпеда является самоходной, автоматически управляемой миниатюрной подводной лодкой, настолько самолет-снаряд "Фау-1" был автоматически управляемым и несущим фугасный заряд, беспилотным самолетом.>

    "Фау-1" имел фюзеляж длиной 7,8 метра, в носовой части которого помещалась боевая головка с 1000 килограммами взрывчатого вещества. За боевой головкой располагался топливный бак с 80-октановым бензином. Затем шли два оплетенных проволокой сферических стальных баллона сжатого воздуха для обеспечения работы рулей и других механизмов. Хвостовая часть была занята упрощенным автопилотом, который удерживал самолет-снаряд на прямом курсе и на заданной высоте. Размах крыльев составлял 540 сантиметров. Самой интересной новинкой был пульсирующий воздушно-реактивный двигатель, установленный в задней части фюзеляжа похожий на ствол старомодной пушки.ФАУ-1 с фрагментом разонного трамплина
    Этот двигатель был изобретен инженером Паулем Шмидтом, которому армейское управление вооружений в течение некоторого времени оказывало финансовую помощь.
    "Фау-1" был отнюдь не первым реактивным самолетом-снарядом. Впервые пульсирующий воздушно-реактивный двигатель был изобретен в России в 1906 году инженером В. В. Караводиным, на что ему была дана "привилегия" за № 15 375. Построен он был в 1907 году, и газеты описывали его как "аппарат для получения пульсирующей струи газов значительной скорости, образующейся вследствие периодического сгорания горючей смеси".
    Такая же идея выдвигалась в США еще во время Первой мировой войны, когда армейские авиаконструкторы в содружестве с фирмой "Сперри гироскоп" построили летающую бомбу "Баг". Разработка ее продолжалась после окончания войны и была прекращена по финансовым соображениям только в 1925 году. "Баг" был снабжен двигателем внутреннего сгорания и винтом.
    Пульсирующие воздушно-реактивные двигатели, производившиеся фирмой "Аргус", представляли собой стальные трубы, открытые с задней части и закрытые спереди пластинчатыми пружинными клапанами, открывавшимися под давлением встречного потока воздуха. Когда воздух, открыв клапаны решетки, входил в трубу, здесь создавалось повышенное давление; одновременно сюда впрыскивалось топливо; происходила вспышка, в результате которой расширившиеся газы действовали на клапаны, закрывая их, и создавали импульс тяги. После того как продукты сгорания выбрасывались через реактивное сопло, в камере сгорания создавалось пониженное давление и воздух снова открывал клапаны; начинался новый цикл работы двигателя. Расход топлива составлял 2,35 литра на километр. Бак вмещал около 570 литров бензина.


    ФАУ-1 в музееПульсирующий воздушно-реактивный двигатель обязательно требует предварительного разгона до скорости минимум 240 километров в час. Для этого использовалась наклонная пусковая установка с трубой, имеющей продольный паз. Поршень, двигающийся в этой трубе, был снабжен выступом, которым он сцеплялся с самолетом-снарядом при разгоне. Этот поршень приводился в движение за счет газов, образующихся при распаде перекиси водорода. Как только пульсирующий воздушно-реактивный двигатель начинал работать, скорость самолета-снаряда возрастала до 580 километров в час.
    "Фау-1" имел часовой механизм, с помощью которого осуществлялось "наведение" на цель; он срабатывал, и самолет-снаряд пикировал вниз.
    Немецкой комиссии по оружию дальнего действия предстояло сделать выбор между этими двумя системами - ФАУ-1 и ФАУ-2. Обе они представляли собой два совершенно отличных друг от друга типа вооружения.
    Самолету-снаряду Fi-103 ("Фау-1") атмосфера служила одновременно и аэродинамической опорой и источником окислителя (кислорода), необходимого для сгорания топлива. Это был так называемый крылатый снаряд, который отличался от самолета только тем, что был беспилотным. (Теперь подобные конструкции называют крылатыми ракетами.)


    Разгонный трамплин ФАУ-1Ракета А-4 была баллистическим летательным аппаратом, который летел по траектории, схожей с траекторией артиллерийского снаряда. Крылатый снаряд стоил дешевле, чем баллистический примерно в 10 раз, но легко сбивался зенитными орудиями, ракетами и истребителями-перехватчиками.
    Снаряды Fi-103 и А-4 имели следующие основные тактико -технические данные. Вес боевой головки был почти одинаковым; примерно так же обстояло дело и с дальностью: предполагалось, что оба снаряда будут иметь дальность полёта порядка 320 километров. Позднее выяснилось, что средняя дальность самолета-снаряда "Фау-1" составляла около 240 километров, в то время как средняя дальность полёта ракеты "Фау-2" равнялась 306 километрам. Однако ракета "Фау-2" нуждалась в необычных топливах, а снаряд "Фау-1" работал на обыкновенном бензине.
    Прежде чем комиссия приступила к обсуждению данного вопроса, оба типа снарядов были ей продемонстрированы в действии. Две ракеты "Фау-2" успешно выдержали испытание, показав дальность 260 километров. Один самолет-снаряд "Фау-1" поднялся, но разбился после непродолжительного полёта, а второй вообще не сработал.
    Тем не менее комиссия решила рекомендовать разработку и производство обеих систем при условии, что в боевых условиях они будут применяться во взаимодействии.

    Лондон. Дом после попадания ФАУ.-1По некоторым данным в среднем, ежемесячно по врагу из 100 пусковых установок выпускалось до 1000 ракет, которые хотя и обладали невысокой точностью попадания и относительно высокой аварийностью, всё же несли на борту внушительный заряд. Последствия попадания ракеты можно увидеть на снимках. Английские лётчики и зенитчики к концу войны добились определённых успехов и цели достигали не более 40% выпущеных немцами ракет. К тому-же зона наносимых ракетой разрушений не превышала 25 метров, что несомнено недостаточно, для того, чтобы нанести Лондону сколько-нибудь серьёзный урон.

    Как стало известно после войны, корректировка наведения осуществлялась на основе донесений от агента, который находясь в Лондоне работал под контролем английской разведки и давал ложные данные, из-за чего большая часть прорвавшихся через ПВО ракет ложилась с недолётом и падала в пригороде. Из выпущеных по Лондону 8070 штук, 7488 были обнаружены службой наблюдения, а 2420 достигли цели. Истребителями английской ПВО были сбиты 1847 штук, зенитной артилерией 1878 и разбились об аэростаты заграждения 232 самолёта-снаряда ФАУ-1. Достигшие цели ФАУ-1 уничтожили 24791 жилое здание, 52293 постройки стали непригодными для жилья. При этом погибли 5864 человека, тяжело ранены 17197 и легко ранены 23174 человека.

    Однако, можно с уверенностью сказать, что эти смешные (по нынешним временам) на вид ракеты были, тем не менее, весьма грозным и необычным оружием и стали отправной точкой для разработки принципиально нового класса вооружений - крылатых ракет.
    Звук пролетающей над Лондоном V-1 можно услышать здесь.



    ФАУ-1 (пилотируемый вариант)
    О послевоенной судьбе этой разработки известно немного. В СССР первый самолет-снаряд ФАУ-1 прибыл из Англии в СССР в сентябре 1944 г., разобранный и некомплектный. Почти одновременно были найдены в Польше обломки этого самолета-снаряда. В обоих случаях почти полностью отсутствовала автоматика и приборы управления самолетом-снарядом. Позднее из Германии были вывезены самолеты-снаряды, а также различные части пускового устройства: 100 секций катапульты, 1 стартовая тележка, салазки. Все они находились на заводе № 458. Работы по воспроизводству ФАУ-1 велись, под руководством Челомея, а испытания проходили на площадке 4А полигона Капустин Яр и были, по большей части, неудачными. Тем не менее ракету удалась воспроизвести, но на вооружение она не принималась и до серийного производства соответственно не дошла, поскольку к тому времени уже не удовлетворяла по своим ТТХ возросшим требованиям, прежде всего по точности и скорости полёта. Тем не менее ФАУ-1 можно считать родоначальницей российских крылатых ракет. Одним из самых смелых замыслов по реинкарнации ФАУ-1 можно считать разработку на её базе крылатой ракеты ХМ (икс эм), запускавшейся воздушным стартом с самолёта носителя и двигавшейся к цели со скоростью 800 км/ч. Наведение на цель после запуска по замыслу Челомея должно было производиться с самолёта-носителя по изображению, передаваемому с телекамеры установленной на ракете. К сожалению разработка такой системы наведения оказалась не под силу ни КБ Челомея, ни привлечённым на помощь специалистам НИИ-885 и этот вариант крылатой ракеты также не состоялся.

    Снимок, на который я наткнулся на сайте одного из американских музеев заставляет сделать вполне обоснованные предположения, что в США так же велись работы по воспроизводству ФАУ-1, которая возможно даже дошли до принятия на вооружение. (Обратите внимание на эмблему и название)
    Технические характеристики самолёта-снаряда ФАУ-1 (V-1 Fi-103)

    Максимальная скорость полёта, км/ч
    550-600
    Максимальная дальность полёта, км
    240
    Практический потолок, м
    2700
    Снаряжённая масса, кг
    2100
    Вес боевой части, кг
    800
    Точность попадания (КВО),м

    Длина, м 5,4


Источники:



    воспоминания Якова Гелфандбейна.

    "Ракеты и люди", Б. Черток.

    "Серетное оружие третьего рейха" С.Н.Славин.

http://www.kapyar.ru/index.php?pg=201
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Re: Загадки В.О.В.

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 11:36

В Силламяэ, рядом со спуском в Первый бор, на мысу. Небольшая горочка, сверху у которой, находятся остатки асфальтированного покрытия. В плане сверху холмик имеет подковообразную форму. Недалеко находятся остатки каменного здания, заглублённого укрытия и куча разнообразных окопов, ходов сообщения и остатков блиндажей. По воспоминаниям старожилов, тут одно время, после войны, обреталась рыболовецкая артель, также стояли пограничники, у них был тут прожекторный пост. Но использовали они старую площадку, которая стояла тут с войны. Здание, поблизости, явно построено не для хозяйственных нужд, а больше похоже на дизельную или какую-то аппаратную. К тому же, сюда подведена довольно хорошая грунтовая дорога, сохранившаяся до сих пор.
Тут вполне мог располагаться пост наблюдения, оснащённый или РЛС, либо мощной прожекторной установкой. В пользу этого говорит ещё и то, что группа РЛС Wurzburg-Riese (FuMG 65) использовались совместно с РЛС дальнего действия, например типа таких http://inspeee.borda.ru/?1-4-60-00000008-000-15-0
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Последний раз редактировалось lazv 21 июн 2015, 21:27, всего редактировалось 1 раз.

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Re: Загадки В.О.В.

Непрочитанное сообщение lazv » 10 май 2015, 16:16

    Десантные операции с ПЛ.

    Высадка разведывательных партий в годы войны считалась особенно ответственным заданием, требовавшим от командира лодки особых навыков и умения, а от всего личного состава - исключительной собранности, четкости и слаженности. Лодке приходилось всплывать вблизи незнакомого участка побережья, причем почти всегда ночью, сразу погрузиться лодка в случае опасности не всегда имела возможность. Любая неосторожность могла стоить разведчикам жизни. Как показал опыт, наибольшие трудности возникали при обратном приеме разведывательных групп. В этом случае лодка и группа должны были встретиться в назначенном месте точно в указанный срок. Обстановка же нередко складывалась так, что либо разведчики не успевали подойти к определенному часу, либо лодка, прибыв к месту встречи, обнаруживала там противника.
    За время войны подводные лодки использовались более 50 раз для высадки и съема разведывательно-диверсионных групп, из них 39 раз на Северном флоте.
    Пока, к сожалению, не удалось собрать все сведения обо всех операциях. Буду, признателен за любые уточнения и дополнения. В первой графе номер ПЛ, время нахождения в боевом походе, командир; во второй графе данные о высадке или съеме; в третьей описание операции.

    Северный флот.
    Всего за время войны на Северном флоте подводные лодки использовались 39 раз для высадки и съема разведывательно-диверсионных групп, из них 25 успешные. 26 сентября 1941г. ПЛ "М-173" первой среди субмарин Северного флота произвела высадку разведывательно-диверсионной группы из 13 человек на западный берег Перфьорда.



    «М-173»
    (24.09.-05.10. 1941)
    к-л.Кунец И.А.


    25-26.09.1941
    Высадка.
    В ночь с 25 на 26 сентября на западный берег Перс-фьорда возле мыса Лангбнес на берег высадили группу разведчиков из 13 человек под командованием старшего лейтенанта Кудрявцева Георгия Васильевича, продуктов и снаряжения на 2 месяца. Высадку осуществляли в течение полутора часов. (Группа была обнаружена немцами, вела бои, разделилась на два отряда, несколько человек погибло. Из оставшихся 5 человек были сняты в ноябре ПЛ «М-172», а другие вернулись на норвежском мотоботе.)
    «М-176»
    (19.-25.10.1941)
    к-л. Бондаревич И.Л.
    Октябрь 1941
    Неудачный съем.
    Вышла в район Варде – позиция № 5 для съема РГ. В 19.15 20 октября в позиционном положении коснулась грунта. В месте приема РГ не обнаружена. Вечером 23 октября обнаружила НСУ, от которого уклонилась погружением. В новом месте приема РГ не смогла подойти к берегу из-за штормовой погоды. В ночь на 25 октября начала возвращение.
    «М-176»
    (29.-31.10.1941)
    к-л. Бондаревич И.Л.
    Октябрь 1941
    Неудачный съем.
    Вышла в восточную часть Варангер-фьорда – позиция № 6, обеспечивающий командир 4 ДПЛ капитан 2 ранга Н.И.Морозов. Не смогла снять РГ из-за наличия постоянного дозора кораблей ПЛО.
    «М-172»
    (12-16.11. 1941)
    к-л. Фисанович И.И.
    15.11.1941
    Съем.
    В 18.00 15 ноября в Перс-фьорде взяли на борт 5 человек из группы Кудрявцева. Они подошли к лодке на норвежском мотоботе.
    «М-171»
    (01.-06.12. 1941)
    к-л. Стариков В.Г.
    Декабрь 1941.
    Высадку не осуществила.
    Находилась в районе Варде – позиция № 5. Из-за 9-ти бального шторма и плохой видимости дважды не выполнила дополнительного задания - скрытной высадки группы разведчиков на побережье противника. Вышли из строя лаг и гирокомпас.

    «М-176»
    (31.12.-08.01.1942)
    к-л. Бондаревич И.Л.
    Январь 1942
    Неудачная высадка.
    Вышла в район Киркенеса – позиция 5а. До 3 января штормовала на позиции. Не смогла произвести высадку РГ из-за плохой видимости и невозможности норвежского лоцмана определиться.
    «С-102»
    (03.-20.01. 1942)
    к-л. Городничий Л.И.
    05.01.1942
    Высадка.
    18.01.1942
    Съем.
    5 января в 17.53-19.49 в Перс-фьорде в точке 70.27,5 с.ш./30.37,7 с.ш. высадила РГ из 3 человек.
    18 января в 20.14-21.02 (по другим данным в 20.30) приняла в Перс-фьорде с берега РГ.




    «М-174»
    (30.01.-06.02.1942)
    к-л.
    Сухорученко И.Е.
    Февраль 1942.
    Неудачная высадка.
    Действовала в районе Варангер-фьорде – позиция № 6, из-за плохой видимости в феврале не смогла высадить РГ.
    «С-101»
    (01.-27.02. 1942)
    к-3р. Векке В.К.
    03.02.1942
    Высадка.
    3 февраля в 18.03-20.15 в районе Тана-фьорда, восточнее Берлевога у мыса Нолнес в точке 70.48,5 с.ш./29.25 в.д. высадила 3 разведчиков: двух норвежцев Трюгве Матисен и Франц Матисен и советского радиста Федора Крылова. (по другим данным высадка заняла 1 час 10 минут). (В шторм смыло продукты, к марту нечего стало, есть и они были сняты ПЛ «Щ-404».)
    «Щ-401»
    (05.-26.02. 1942)
    к-л. Моисеев А.Е.
    09.02.1942
    Высадка.
    24.-25.09.1942
    Съем.
    9 февраля в 20.05-20.40 (по данным 120.стр26 - между 18.23 и 21.00) высадили в назначенное место в Перс-фьорде в точке 70.27,8 с.ш./30.46,2 в.д. РГ из 2 человек.
    С 22.39 24 февраля по 0.15 25 февраля сняли РГ – 2 человека в Перс-фьорде.
    «Щ-403»
    (11.-21.02. 1942)
    к-л. Коваленко С.И.
    13.02.1942
    Высадка (частично).
    15.02.1942
    Высадка не состоялась. 16.02.1942
    Высадка не состоялась.
    13 февраля придя на позицию в район мыса Нордкап, в 8.26 погрузилась на перископную глубину с расчетом скрытно войти в один из фьордов, осмотреть район высадки и с наступлением темноты высадить разведывательную группу. В 17.14 лодка вошла в этот фьорд и маневрировала вблизи района, намеченного для высадки, в расстоянии 7-10 кб от берега. В 19.01 ПЛ всплыла, в 20.51 подошла к району высадки, но из-за ветра и течения высадку произвести не удалось. На двух резиновых шлюпках было отправлено пять человек в качестве переправщиков. Шлюпки выбрали за спасательные концы, без краснофлотцев и весел. В 22.45 ПЛ, ушла от района высадки. На берег острова Магере на шлюпках ушли 3 разведчика- норвежца и два подводника Климов и Широков переправщиками. Как оказалось при высадке лодка перевернулась, рация утонула, погиб и один из норвежцев, а еще один был ранен, вскоре он умер.
    15 февраля в 6.46 ПЛ вновь пришла к месту высадки и опять из-за сильного ветра и волны не могла высадить разведывательную группу. С 7.55 до 18.22 маневрировала в подводном положении в районе, в 18.26 всплыла. Командир, считая обстановку неподходящей для подхода к берегу, вышел из фьорда.
    16 февраля в 17.30 вновь вошли в фьорд в подводном положении, в 19.05 всплыли и, подойдя к берегу, вновь пыталась на шлюпке произвести высадку группы для переброски продуктов на берег и розыска высаженных людей. Шлюпку отнесло в море, с помощью бросательного конца ее подвели к борту и приняли людей. Командир ПЛ считал дальнейшее выполнение операции невозможным и вышел из фьорда. (19 февраля ПЛ была повреждена потеряла командира и снять разведчиков не смогла. Из оставшихся на берегу трех человек, последний норвежец пошел на явку и не вернулся, а обессиленных от голода Климова и Широкова взяли в плен немцы. Были в концлагерях, в разное время оба бежали, перешли линию фронта и воевали в пехотных частях.)
    «Щ-404»
    (06.02.-03.03. 1942)
    к-л. Иванов В.А.
    11.-12.02.1942
    Высадка не состоялась.
    20.-21.02.1942
    Высадка неудачная.
    11-12 февраля не смогла высадить РГ из-за шторма.
    Вечером 20 февраля – утром 21 февраля подошла к острову Арней, но из-за сильного наката полностью высадку РГ произвести не смогла. Первые две шлюпки при подходе к берегу были выброшены на камни; люди благополучно выбрались на берег и спасли груз. Находясь на расстоянии не более 100 м от берега и имея под килем 10-м глубину, ПЛ дважды касалась каменистого грунта. Затратив на операцию 8 часов и не выполнив задачи, она отошла от берега. Из трех разведчиков на берег были высажены только два норвежца- Ингольф Аспос и Ингвальд Микельсен, третий радист с рацией остался на ПЛ, кроме того продуктов им удалось спасти только на 8 дней. (Когда у них кончились продукты, они ушли к знакомым, в мае 1942г. присоединились к группе Седерстрема, в октябре 1942г. вывезены «М-171».)
    «С-102»
    (02.-27.03. 1942)
    к-л. Городничий Л.И.
    16.03.1942
    Высадка.



    16 марта в 21.24-22.30 произвела высадку РГ – 1 человек в районе Варде в точке 70.27,7 с.ш./30.46,8 в.д.
    «Щ-404»
    (29.03.-06.04. 1942)
    к-л. Иванов В.А.
    02.04.1942
    Неудачный съем.
    03.04.1942
    Съем.
    2 апреля не смогла снять РГ с берега – в назначенное время сигналов с берега сделано не было.
    3 апреля в 23.46-23.56 в Варангере восточнее Берлевога у мыса Нолнес забрали с берега группу из трех разведчиков под руководством Трюгве, так как у них кончились продукты.
    «М-173»
    (03.-08.04. 1942)
    к-л. Терехин В.А.
    04.04.1942
    Высадка.

    4 апреля в 22.09-23.10 при видимости не более 1 кб в бухте Инре в горловине Сюльте-фьорда (северо-восточный берег Варангера) двумя рейсами высадила трех разведчиков, норвежцев- Сверре Седерстрем (командир), Оскар Юнсен и русского радиста Владимира Чижевского. (В мае к группе присоединились два норвежских разведчика Аспос и Микельсен высаженные в феврале с «Щ-404». Всех вывезли в октябре 1942г. на «М-171». За время работы передали 400 радиограмм, более 70 раз сообщали о конвоях и кораблях противника. По их наводке ПЛ и ВВС потопили 12 транспортов.)

    «К-1»
    (01.-22.04. 1942)
    к-2р. Августович М.П.
    05.04.1942
    Высадка не состоялась.
    10.04.1942
    Высадка.
    В Лоппское море, имела среди прочих задачу высадить разведывательную группу.
    5 апреля в 1.00-2.20 подходила к берегу для высадки РГ, однако РГ высажена не была из-за плохой видимости. По другим данным пробовала высадить на остров Серый (Северная Норвегия) разведывательную группу из 5 человек с грузом. Место высадки оказалось неудачным, берег был обрывистым, и ПЛ подойти не смогла.
    10 апреля, после проведения разведки местности, высадка прошла благополучно. В 1.25-2.58 высадила РГ (4 чел.) в точке 70.12,4 с.ш./ 22.20 в.д.

    «М-173»
    (13-14.04. 1942)
    к-л. Терехин В.А.
    14.04.1942
    Высадка.
    В Сюльте-фьорде высадила разведывательную группу из 6 человек.
    «Щ-404»
    (27.04.-10.05. 1942)
    к-л. Иванов В.А.
    05.1942г.
    Съем.
    Забрали с норвежского побережья 4 разведчиков из группы Матисена, высаженных в феврале.

    «М-171»
    (30.09.-02.10. 1942)
    к-л. Стариков В.Г.
    01.10.1942
    Высадка.
    01.10.1942
    Съем.

    В 23.40 1 октября – 1.00 2 октября в районе Хавнингсберга ( Варде) высадили на берег двух разведчиков.
    В ночь на 2 октября в Сюльте-фьорде забрали с побережья 4 разведчиков из группы Седерстрема высаженных в августе 1942г.
    «М-174»
    (14.-23.10. 1942)
    к-л. Егоров Н.Е.
    Октябрь 1942
    Высадка отменена.
    Вышли в район северо-западнее Варде – позиция № 5, 16 октября прибыли на позицию. 17-20 октября не смогли высадить РГ из-за плохой погоды. Отказались от высадки 3 разведчиков группы Трюгве Эриксена в Сан-фьорде, ввиду бурного состояния моря в течение всего времени пребывания в районе позиции и большого наката волны у берега. Приказ был четко оговорен: доставить разведчиков и груз на берег непременно сухим.
    «М-172»
    (26-30.10. 1942)
    к-л. Фисанович И.И.
    28.10.1942
    Высадка.

    В 2.50 28 октября пришла в район высадки в Сан-фьорд у Варде и, находясь в 60 м от берега, начала операцию. За полтора часа перевезли на берег более 2,5 тонн груза и трех разведчиков норвежцев- Трюгве Эриксен (командир), Харальд Утне, Лейф Утне (радист). В 4.20 высадка группы была закончена.
    «М-171»
    (29.10.-06.11. 1942)
    к-л. Стариков В.Г.
    01.-02.11. 1942
    Высадка и съем.

    1 ноября в 11.10 прибыла к месту высадки в районе Тана-фьорда и легла на грунт на глубине 18,5 м. В 23.40 лодка всплыла для выполнения операции. 2 ноября в 1.00 закончила операцию по высадке и приему разведывательных групп в районе Тана-фьорда.
    «М-171»
    (31.12.1942-06.01.1943)
    к-3р. Стариков В.Г.

    02.01.1943.
    Высадка.

    В 18.04-19.31 2 января в Варангер-фьорде в точке 70.27,5 с.ш./30.45,8 высадила РГ.
    «Л-20»
    (28.12.1942-12.01.1943)
    к-3р. Тамман В.Ф.
    31.12.1942- 01.01.1943
    Высадка не состоялась.
    06.01.1943
    Высадка.

    В ночь с 31 декабря на 1 января попытка передачи груза и высадки разведчика в Конгс-фьорде окончилась безрезультатно, разведчики на берегу не появились.
    6 января в 1.27-2.33 назначенном месте в бухте Летвик в Конгс-фьорде (в районе м. Нолнес) операция состоялась. В течение двух часов для группы Т.Эриксена выгрузили 800 кг груза (до полусотни тяжелых предметов) и еще одного разведчика норвежца.
    «К-21»
    (10.-21.02. 1943)
    к-2р. Лунин Н.А.
    18.02.1943
    Высадка не состоялась.
    19.02.1943
    Высадка.

    18 февраля вечером в шторм при подходе к району высадки в бухте Молвик на острове Арней, лодку окатило волной и груз промок. Высадку отменили.
    19 февраля вернулись в район и пользуясь затишьем с 23.30 19 февраля по 1.00 20 февраля в течение полутора часов четыре перевозчика за семь рейсов высадили на берег трех разведчиков: двух норвежцев Аспос (командир), Ингвальд Микельсен и русского радиста Владимира Чижевского, в ящиках и мешках им перевезли продовольствия и снаряжения на год работы. (В августе 1943г. группу засекли, немцы окружили лагерь находившиеся там Аспос и Чижевский погибли в бою, немцы потеряли убитыми 18 человек. Микельсен в это время отсутствовал, ходил по делам. По сведениям группы на их глазах советские ПЛ потопили два транспорта.

    «С-101»
    (20.-31.03.1943)
    к-3р. Егоров П.И.
    Март 1943
    Высадка не состоялась.
    Поход в район м.Нордкин – позиция № 4. В конце марта из-за большого волнения не смогла высадить РГ.
    «С-55»
    (28.03.-03.04. 1943)
    к-3р. Сушкин Л.М.

    01.04.1943
    Высадка.


    1 апреля в 0.16-1.30 в Перст-фьорде произвели смену разведгруппы. Ночью после обмена с берегом условными световыми сигналами за полтора часа осуществила высадку разведчиков.
    «С-56»
    (31.03.-19.04. 1943)
    к-л. Щедрин Г.И.
    06.04.1943
    Высадка.
    6 апреля в 0.10-2.53 в Тана-фьорде в районе м.Маккаур за два рейса на берег высадили 3 разведчиков- норвежцев. Высадка длилась около часа. С берега принят 1 человек.

    «Л-20»
    (01.-18.04. 1943)
    к-3р. Тамман В.Ф.
    Апрель 1944.
    Несостоявшаяся высадка.
    Действовала на позиции № 2 – район севернее Хаммерфеста. 9-14 апреля не смогла высадить РГ из-за сильного волнения и скал на берегу.
    «М-119»
    (30.09.-10.10.1943)
    к-л Кондратьев В.И.
    Октябрь 1943.
    Неудачный съем.
    Вышла в район Вардё – м.Сейбунес (позиция № 3) для съема РГ.
    РГ не снята из-за отсутствия сигналов с берега. Реально ГР была уничтожена гестапо, а радист работал под контролем противника. Позднее для ее снятия выходила «М-105» 20 октября.
    «С-55»
    (30.09.-16.10. 1943)
    к-3р. Сушкин Л.М.
    06.10.1943
    Высадка.

    6 октября в 1.35-2.44 высадила в Порсангере напротив острова Квалейа (там находится порт Хаммерфест) в точке 70.57 с.ш./24.30 в.д. РГ. В высадке участвовали 2 шлюпки и надувной понтон, управились за один рейс. Высадили 3 разведчика- Павел Богданов, Николай Сизов и Арнольд Матисен. Груз 2,5 тонны. (Во время шторма была смыта часть продуктов, в феврале закончились и оставшиеся. В марте 1944г. за ними пришла ПЛ но их не застала. Разведчики нашли приют у норвежцев, работали до декабря 1944г.)
    «С-102»
    (30.09.-17.10. 1943)
    к-л. Городничий Л.И.
    07.10.1943
    Высадка.

    7 октября в 0.08-2.09 у мыса Нордкин напротив Окс-фьорда в точке 71.04,75 с.ш./27.28,45 в.д. высадили за два рейса на северо-западный берег 3 разведчиков- норвежцев Сверре Седерстрем (командир), Юппери Франс, Эйлиф Даль (радист) и 1500 кг груза. (Группа снята в апреле 1944г. «С-15». За время работы 96 раз обнаруживали конвои, засекли 153 судна, 8 миноносцев, 135 тральщиков, сообщили много сведений о береговой обороне. )
    «М-105»
    (12.-21.10. 1943)
    к-л.
    Хрулев В.Н.
    14.10.1943
    Высадка.
    20-21.10.1943
    Неудачный съем.

    14 октября в районе Маккеур - Сан-фьорд высадили 3 разведчиков.
    Реально ГР была уничтожена гестапо, а радист работал под контролем противника.
    В ночь на 18 и 19 октября не смогла снять группу из-за отсутствия сигналов в условной точке.
    В ночь на 20 октября заметила сигналы с берега, сделали попытку снять разведчиков, но посланная шлюпка их не нашла.
    20 октября в 22.25-22.27 при повторной попытке снять группу у берега напоролись на засаду, обстреляна орудийным и пулеметным огнем – находившаяся в засаде 14-я (противотанковая) рота 193-го гренадерского полка (2 75мм, 3 37 мм противотанковых орудия и 2 крупнокалиберных пулемета) выпустила по ПЛ с дистанции не более 500 м 7 75 мм и 13 37 мм снарядов. Затем до 4 часов 21 октября ПЛ подверглась преследованию СКР «V-6111», «V-6113», «NKi-10» и ТЩ «М-273», сбросивших 191 глубинную бомбу. В результате близких взрывов повреждено освещение и заклинен вертикальный руль. В 10.25 начали возвращение в базу.
    «Л-22»
    (02.-11.03.1944)
    к-2р. Афонин В.Д.
    08.03.1944
    Неудачный съем.

    Днем 8 марта пришли в район выполнения задания по снятию с берега РГ, из-за этого командир отказался от атаки конвоя. В ночь на 9 марта предприняли безуспешную попытку снять РГ – РГ на берегу не оказалось.
    «С-15»
    (28.03.-11.04.1944)
    к-л. Васильев Г.К.

    05.04.1944
    Высадка и съем.

    5 апреля в 0.13-2.15 в Окс-фьорде в точке 71.00 в.д./27.04 с.ш. провела замену двух разведывательных групп на берегу.
    У мыса Нордкин высадили группу из 2 разведчиков - Алексей Чемоданов и Александр Чаулин. С берега забрали 3 разведчиков из группы Сёдерстрема, высаженных в октябре 1943г. с «С-102».
    Оба разведчика в октябре 1944г. погибли в бою с немцами.





    Балтийский флот.

    Деятельность балтийских подводных лодок по высадке разведчиков в основном проходила в Финском заливе и на Ладоге.

    «Калев»
    (29.10.1941- погибла.)
    к-л. Ныров Б.А.
    Высадка не состоялась по причине гибели ПЛ.
    Вечером 27 октября 1941г. в Купеческой гавани Кронштадта приняли на борт 3 разведчиков, женщину, раньше она была учительницей в эстонской школе и двух мужчин, один из них служил матросом на эстонском флоте. Высадка должна была произойти на эстонском побережье Финского залива в бухте Ихасалу-лахт в районе мыса Ихасалунем (30 км от Таллина). После высадки группы ПЛ должна была об этом донести, но доклада не последовало. Ошибочно считалось (по сведениям А.М.Матиясевича), что группа была высажена, но реально подтверждений факта высадки нет.
    «М-96»
    (08.-12.11.1942)
    к-л. Маринеско А.И.
    10.11.1942
    Высадка.
    11.11.1942
    Съем.
    Вечером 10 ноября высадили 5 разведчиков в Нарвском заливе, операция по захвату шифровальной машинки «Энигма». Группе удалось совершить налет на штаб герм. полка, но шифровальной машинки в нем не оказалось. Около 03.30 11.11 при обратном приеме РГ шлюпка перевернулась у ПЛ, в результате чего 3 из 5 разведчиков и захваченный пленный утонули.
    «М-96»
    (28.08.-03.09. 1943)
    к-л. Карташев Н.И.
    28.08.1943
    Высадка.
    01.09.1943
    Высадка.
    28 августа на остров Гогланд (Финский залив) высадила первую разведывательную группу.
    29 августа при попытке высадить вторую группу ПЛ обнаружил СКР противника и сбросил на нее несколько глубинных бомб.
    1.09. высадили вторую группу на о.Гогланд.

    «М-102»
    (28.08.-10.09. 1943)
    к-л. Лесковой Н.С.
    03.09.1943
    Высадка.
    3 сентября в 1.25 на остров Большой Тютерс (Финский залив) была высажена разведгруппа.
    «М-79»
    (29.09.-02.10.1943)
    ст.л. Клюшкин А.А.
    Сентябрь
    1943г.
    Высадка.

    Ладожское озеро.
    Проведена высадка агентурной группы. Обратно группа не возвратилась.
    «М-90»
    (29.09.-10.10. 1943)
    ст.л. Руссин Ю.С.
    04.10.1943
    Высадка.

    В ночь на 4 октября на остров Хамншер (Финский залив) был высажен один разведчик. Разведчик – житель одного из островов Южной Финляндии был безногим, его наша разведка завербовала в 1939г. Всплыли ночью, разведчика на руках перенесли в резиновую лодку, туда же сложили имущество, в том числе и рацию. При этом ПЛ кратковременно села на мель, повредив киль.
    «М-102»
    (02.-15.10. 1943)
    к-л. Лесковой Н.С.
    11.10.1943
    Высадка.
    В ночь на 11 октября на остров Большой Тютерс высадили двух разведчиков. При этом «М-102» была освещена прожектором, и произвела срочное погружение, при погружении поврежденный 3 октября рубочный люк не задраился (придавлен давлением воды на глубине 30м), в результате попавшая вода затопила 2/3 объема центрального поста, вывела из строя электрооборудование, эхолот и радиоаппаратуру.
    «М-77»
    (03.-08.11. 1943)
    к-л. Татаринов И.М.
    04.11.1943
    Высадка.
    06.11.1943 съем.
    Ладожское озеро.
    В ночь на 5 ноября проведена высадка РГ в районе мыса Вуохенсало и в ночь на 7 ноября обратный прием агентурной группы. Цель высадки РГ - захват «языка» достигнута не была.
    «М-79»
    (18.-24.11. 1943)
    ст. л. Клюшкин А.А.
    19.11.1943
    Высадка и попытка съема.
    Ладожское озеро.
    19 ноября на берег у Видлицы высажена разведывательная группа. ПЛ в течение трех суток ожидала разведчиков, но они не вернулись.
    «М-79»
    (26.11.-01.12. 1943)
    ст. л. Клюшкин А.А.
    Ноябрь 1943г.
    Попытка съема.

    Ладожское озеро.
    Вышла в район Видлица, устье реки Тулокса на поиск разведгруппы, высаженной 19 ноября. Не обнаружив разведчиков возвратилась в базу.
    «М-77»
    (17-20.07. 1944)
    к-3р. Татаринов И.М.
    18.07.1944
    Высадка.

    Ладожское озеро.
    В ночь на 19 июля ПЛ обошла остов Валаам и высадила 4 разведчиков (главный старшина Бавин Н.П., старшина 1 статьи Бондарев И.И.- радист, старший матрос Шевелин Н.Н. – радист, старший матрос Федоров В.Н.) на остров Предтеченский, расположенный между Никоновской и монастырской бухтами. На острове должны были находиться 5 суток ведя наблюдение за противником.
    «М-77»
    (23-26.07. 1944)
    к-3р. Татаринов И.М.
    25.07.1944
    Съем.

    Ладожское озеро.
    Ночью 25 июля ПЛ забрала с острова Валаам 4 разведчиков (главный старшина Бавин Н.П., старшина 1 статьи Бондарев И.И.- радист, старший матрос Шевелин Н.Н. – радист, старший матрос Федоров В.Н.) высаженных 19 июля. На ПЛ от разведотдела операцию обеспечивал старший лейтенант Арсений Мальцев. Это единственная группа на Ладоге, которая сохранилась до конца войны.
    «М-77»
    (04.-09.08. 1944)
    к-3р. Татаринов И.М.
    05.08.1944
    Высадка.
    Снятие.
    С 4 по 9 августа совершила два похода для высадки, а затем для снятия РГ с о. Валаам. 5 августа высадила РГ.

    Черноморский флот.

    На Черном море советские подводники провели первые десантные операции на территорию нейтральной страны - Болгарии. Высадка двух групп болгарских революционеров не прошла незамеченной, 19 сентября 1941года Болгария заявила протест СССР по поводу высадки с советских подводных лодок 11 и 28 августа 1941г. на ее территорию вооруженных людей. СССР - отверг эти обвинения, назвав их провокационными. ("Известия" 23.09.1941г.) После войны Президиум Народного собрания Болгарии за помощь оказанную черноморцами во время освободительной борьбы наградил орденом "9 сентября 1944года" командира "Щ-211" капитан-лейтенанта А.Д.Девятко (посмертно) и бывшего помощника командира "Щ-211" Г.Е.Рядового.

    «Щ-211»
    (05.-24.08.1941) к-л. Девятко А.Д.
    11.08.1941
    Высадка.
    11 августа ПЛ ночью подойдя к болгарскому берегу на 150м в районе южнее устья реки Камчия на полпути между варненским заливом и мысом Карабурун высадила на пяти резиновых шлюпках 14 (или 16) болгарских революционеров, группу возглавлял Цвятко Николов Радойнов.

    «С-32»
    (25.08.-08.09.1941)
    к-л. Павленко С.К.
    28.08.1941
    Высадка.
    В ночь на 29 августа проведена высадка на болгарский берег в районе между селом Шкорпиловци и устьем реки Камчия второй группы болгарских революционеров - 9 человек, во главе с Мирко Станков Петров, происходила на трех резиновых шлюпках, не смотря на сильное волнение моря.

    «Щ-203»
    (24.-30.12.1941)
    к-3р. Немчинов В.И.
    28.12.1941
    Высадка.
    В 18.31 28 декабря ПЛ всплыла в надводное положение и с борта лодки в районе камней Эльчан-Кая была высажена группа из двух офицеров-гидрографов (лейтенанты В.Е. Моспан и Д.Г. Выжул). Со своей задачей — установкой береговых навигационных огней — группа справилась, но в назначенное время к месту посадки не верну­лась. Как позже выяснилось, гидрографы были захвачены в плен и расстреляны немецким патрулем. К счастью противник не заметил выставленных огней, что, в конечном итоге позволило выполнить поставленную задачу.

    «Д-5»
    (29.12.1941-05.01.1942)
    ст. л.
    Стршельницкий Ю.А.
    31.12.1941
    Высадка.

    В ночь на 30 декабря высадка не состоялась из-за шторма. 31 декабря из-за сильного волнения и пурги в 3.00 в районе бухты Коктебель сумели высадить только часть группы - 21 человека из 31, при этом двое членов экипажа ПЛ при переправке перевернулись в шлюпке и погибли (один из них трюмный краснофлотец Н.А.Кривошеин). Группу высадили с задачей перерезать дорогу между Феодосией и Алуштой, но она сразу попала в засаду и 14 человек из состава группы погибли. К своим войскам вышли только 5 десантников. Оставшиеся в ПЛ вернулись в базу.

    «М-33»
    (07.-11.01.1942)
    к-л. Суров Д.И.
    08.01.1942
    Высадка.
    10.01.1942
    Неудачный съем.

    8 января в 5.08 (по другим данным – с 1.30 по 1.45) высадили группу из 13 разведчиков (по другим данным – 12) под командованием батальонного комиссара Ульяна Андреевича Латышева в районе Евпатории. Группа проникла в город для связи с ранее высаженным десантом. На следующий день Латышев донес, что передовой отряд полностью уничтожен.
    10 января из-за сильного шторма попытки «М-33» подойти к берегу и принять разведчиков оказались безуспешными. ПЛ вернулась в базу.
    Разведчики в течение недели действовали в Евпатории, были окружены и погибли. 14 января в 12.44 радист Потапенко передал открытым текстом, что группа окружена и ведет бой. В 15.49 батальонный комиссар У.А.Латышев передал последнее донесение: «Мы подрываемся на своих гранатах, прощайте…».

    «Д-5»
    (25.-29.08.1942)
    к-л. Трофимов И.Я.

    Август 1942г.
    Съем (неудачный).
    Вышла к Крыму с приказом снять с берега группу партизан, не менее 100 человек. Придя в район Семидворья (между Судаком и Алуштой) условных сигналов с берега не было, были обстреляны с берега немцами – ружейный огонь. Как оказалось партизан из этого района выбили. (203.стр15.)
    «Д-5»
    (01.-05.09. 1942)
    к-л. Трофимов И.Я.
    Сентябрь 1942г.
    Съем (неудачный).
    Вторичный поход к Крыму для снятия партизан. Пришли в район встречи в 5-6 милях от первого места у сел. Отузы (между Судаком и Алуштой), напоролись на засаду – 2 сентября в точке 44º05" с.ш./º36"35.в.д. атакована СКА, сбросившим 17 глубинных бомб. Связь с партизанами не установили - условных сигналов с берега не было и вернулись.
    «Д-5»
    (19.-23.09. 1942)
    к-л. Трофимов И.Я.


    Сентябрь 1942г.
    Съем (неудачный).
    Вышли в район Алушты для снятия партизанских групп. Партизаны к намеченному месту не пришли.
    «А-2»
    (22.11.-05.12.1942)
    к-3р. Буянский Б.С.
    Ноябрь 1942г.
    Неудачная высадка
    Вечером 27 ноября при попытке высадить РГ в районе м.Никиты обстреляна с берега, в остальное время не смогла выполнить задачу из-за погодных условий.
    «М-55»
    (28.01.-01.02.1943)
    к-л. Бродский Э.Б.
    30.01.1943
    Неудачная высадка.
    Планировалось высадить две разведгруппы. Днем 30 января прибыла в район м. Кикинеиз, но в 23.28, при попытке высадить РГ была обнаружена и обстреляна с бере­га. Из-за возникшего замешательства ПЛ погрузилась с открытым верхним рубочным люком (в последний момент командир ПЛ успел закрыть нижний). Вышло из строя электрическое управление горизонтальных рулей, репитер гирокомпаса, был погнут баллер кормовых горизонтальных рулей. ПЛ легла на грунт с затопленной боевой рубкой, но впоследствии лодке удалось всплыть и, несмотря на возобновившийся обстрел, отойти от бе­рега, одновременно откачав воду из рубки. В результате обстрела ПЛ получила ок. 30 пулевых пробоин, в основном в надстройке и ограждении рубки. Из-за полученных повреждений коман­дир лодки принял решение прервать выполнение задачи.
    «М-113»
    (06.-14.09.1943)
    к-3р. Стрижак А.И.
    11.09.1943
    Высадка.

    В ночь на 11 сентября высадила разведгруппу в районе между м. Тарханкут и м. Урет.
    «Щ-209»
    (15.11.-15.12.1943)
    к-3р. Иванов В.И.
    21.11.1943
    Высадка.

    21 ноября в 21.32 скрытно высажена в тыл противника в районе Портицкого гирла - мыс Ольнька разведывательная группа из 7 человек, еще 3 человек не высадили из-за шторма.

    Тихоокеанский флот.
    24 октября 1938г. по приказу командующего ТОФ флагмана 2 ранга Н.Г.Кузнецова было проведено первое в ВМФ СССР опытное учение по высадке легководолазов с ПЛ «Щ-112» (к-3р. Берестецкий Владимир Григорьевич) находящейся на дне и их возвращение на ПЛ. Выход осуществлялся в бухте Улисс. На учениях присутствовали представители военного Совета ТОФ.
    На ТОФ после 1938г. ежегодно проводились учения по высадке РГ с ПЛ в подводном положении через ТА (ПЛ «Щ-108», «Щ-112», «Щ-125» и др.). Например, в августе 1943г. две ПЛ в целях БП провели высадку разведывательных отрядов: ПЛ «Щ-113», лежащая на грунте на расстоянии около 400 м от берега на глубине 30м, высадила группу из 23 человек, ПЛ типа «Л» в таких же условиях высадила 40 человек.
    В первой половине октября 1941г. на ТОФ была сформирована подводно-десантная команда под командованием лейтенанта Креймана, в последствии часть команды воевала в Сталинграде, обеспечивая переправы. В июле 1943г. приказом Командующего ТОФ адмирала Юмашева И.С. в распоряжение РО ШТОФ была выделена ПЛ «Щ-108» для «создания и наилучшей подготовки разведывательных кадров, отработки методов и способов ведения морской разведки на театре». Но в 1943г. часть водолазов отряда по доносу была обвинена в подготовке побега в Японию и арестована. Фактически отряд перестал существовать.
    В 1945г. по опыту учений и отработки личного состава было разработано и утверждено командующим «Временное наставление по высадке РГ с ПЛ на побережье противника», в котором указывались методы высадки при использовании конкретных высадочных средств и водолазного снаряжения. В январе 1945г. приступили к формированию 140-го РООН РО ШТОФ со сроком окончания формирования 15 марта, но проведенная в мае проверка показала неудовлетворительное состояние дела.

    «Щ-118»
    (16.-18.08.1945)
    ст. л. Востриков В.А.
    17.08.1945
    Высадка.

    17 августа в 10.35 ПЛ в подводном положении подошла к порту Маока (о.Сахалин). На рейде находились два судна, в порту стоял паровоз (по другим данным — бронепоезд). Для экономии электроэнергии лодка легла на грунт на глубине 42 метра. Спустя пять часов всплыла и, отойдя от порта, начала поиск удобного места для высадки. К 18 часам такое место было найдено в 15 км от порта. Его осмотрели в перископ командир лодки, представители разведотдела СТОФ капитан -лейтенант Брагинский и лейтенант Писарев, находившиеся борту, а затем и члены разведгруппы. По некоторым данным на борту лодки было всего пять "чужаков", но высаживались на берег только двое — К.А.Сетраков и Клеган. В 23 часа лодка всплыла в позиционное положение при тумане и нулевой видимости разведчики перешли в резиновую шлюпку и благополучно достигли берега, откуда через 40 минут получен условный сигнал. Разведчики уронили рацию в воду и подмочили батареи. Фактически они дожидались высадки нашего десанта и присоединились к нему. Опять же есть информация, что группа дала две радиограммы! Оба награждены позднее медалью "За отвагу".


    Прочее.
    Планируемая высадка советских десантников с подводных лодок при оккупации Хоккайдо (Япония).
    Вопрос (о советском плане оккупации Хоккайдо) обсуждался в Кремле 26 и 27 июня 1945г. на заседании членов политбюро и правительства о подготовке Красной Армии на Дальнем Востоке к войне с Японией. На совещании присутствовали Сталин, Молотов, Вознесенский, Хрущев, военачальники, офицеры Генерального штаба и штабов фронтов на Дальнем Востоке. После доклада командующего Забайкальского фронта маршала Малиновского участники совещания обменялись мнениями. Маршал Мерецков предложил оккупировать остров Хок­кайдо. Его поддержал Хрущев.
    Против оккупации Хоккайдо выступили Вознесенский, Мо­лотов, Жуков. Мнение Вознесенского: нельзя «подставлять» советскую армию под удар сильной японской обороны на островах. Молотов подчеркнул, что высадка советских войск на о.Хоккайдо будет расценена союзниками как грубое нарушение достигнутых в Ялте соглашений. Маршал Жуков назвал предложение о высадке десанта на Хоккайдо авантюрой.
    В целом создалось впечатление, что Генштаб и Главный морской штаб ВМФ располагали заранее подготовленными расчетами по проведению морского десанта с авиационным и боевым обеспечением. Так, на вопрос Сталина, сколько потребуется войск, маршал Жуков доложил: четыре полнокровные войсковые армии, оснащенные артиллерией, танками и другой
    техникой.
    Сталин не подводил итогов совещания, ограничился констатацией факта, что советское командование к войне с Япо­нией подготовлено. В дальнейшем, уже после начала войны с Японией, когда обозначился общий успех советских войск на главном стратегическом направлении — в Маньчжурии, Сталин решил вернуться к идее советской оккупации Хоккайдо, с которой он обратился к президенту США. Однако Трумэн, памятуя о несговорчивости Кремля в решении оккупационных проблем в Европе, решил не допускать Россию к оккупации территорий собственно Японии.
    Десант планировался 21-24 августа в район порта Румой. Фактически подготовка десанта уже шла. 21-25 августа в Маока перебрасывались части 87-го стрелкового корпуса, назначенные десантироваться на Хоккайдо. Для этого предназначено три отряда транспортных судов (4, 7 и 5 единиц соответственно с сильным эскортом). О размахе операции говорит тот факт, что уже 22 августа в Маока прибыл на транспорте "Смольный" штаб 16-й армии с ротой связи. (98.стр32.)
    В операции активная роль отводилась подводным лодкам. В район порта Румой назначили «Л-12» (капитан-лейтенанта П.З.Шелганцев) и «Л-19» (капитан 3 ранга А.С.Кононенко). На лодках часть экипажа прошла специальную подготовку для высадки на берег с целью разведки (на «Л-12» была такая группа). О наличии разведгруппы на борту «Л-19» тоже есть сведения, по некоторым данным лодка должна была высадить разведчиков на острова Ребун, Рисири, а так же возле Румои. К походу на Хоккайдо готовились экстренно. «Л-12» стояла в доке в ремонте, и лодку срочно ввели в строй, за 8 дней вместо 25 по плану. ПЛ вышли 19 августа.
    Одновременно две подводные лодки — «Л-11» (капитан 3 ранга К.В.Барбитов) и «Л-18» (капитан 3 ранга В.П.Цветко) — получили задание: высадить демонстрационный десант в составе двух отрядов на западное побережье о. Хоккайдо в районе все того же порта Румой. Официальная задача десанта — заставить противника отказаться от переброски сил с Хоккайдо на Южный Сахалин. Обе ПЛ вышли 22 августа, возглавлял переход командир 2-го дивизиона 2-й бригады капитан 2 ранга В.И.Савич-Демьянюк на «Л-18». «Л-18» имела на борту 60 человек десанта, запас продовольствия для десанта на 12 суток, три 45-мм орудия и 152 ящика со снарядами, четыре 82-мм миномета и 171 ящик с минами. Орудия крепились нештатным способом на палубе носовой и кормовой надстройки. Лодка шла под водой, имея запас плавучести всего около 30 т (вместо 400 т). «Л-11» имела на борту 61 человек десанта, запас продовольствия для десанта на 12 суток, одно 45-мм орудие и 2500 снарядов к нему. Шли лодки из Владивостока, чтобы сохранять боеспособность бойцов, комдив приказал "выгуливать" их по палубе в ночное время, группами по 12 человек. Ког­да корабли прошли половину пути, операция была отменена " в связи с изменением общей обстановки". Возможно, общее изменение обстановки — это то, что 18 августа американский президент Трумэн категорически не "дал согласия на десант на Хоккайдо. Правда сейчас в печати проскакивает информация, что якобы десант на Хоккайдо не исключался (несмотря на возражения США), так как якобы нашей стороной было получено секретное предложение японцев на оккупацию этого острова в обмен на наше согласие воздействовать на американцев для смягчения условий капитуляции.
    Как бы там ни было, 19 августа командующие Первым Дальневосточным фронтом и Тихоокеанским флотом получили приказ Главкома войск на Дальнем Востоке- быть готовыми к проведению операции по занятию Южных Курильских островов, а так же к высадке и оккупации до 1 сентября части о.Хоккайдо до линии, идущей от г.Кусир до г.Румой. После отмены приказа развернулись на Маоку, куда подошли, преодолев семибальный шторм 25 августа. Отряд с «Л-11» сошел на берег и усилил оборону опорных пунктов, кроме того, были выгружены все орудия и снаряды с обоих ПЛ, а десант с «Л-18» ушел в базу.
    Экипаж «Л-12» высадку разведчиков произвести не смог, а в отношении «Л-19» ясности нет, более того, как сказано в "Морском Сборнике" (№ 8 за 1995 год с. 22) "по косвенным данным можно предположить, что высадка разведгрупп прошла успешно". Возможно, кто-то из экипажа «Л-19» (или разведгруппы, которая находилась на ее борту, что категорически исключить нельзя) попал на японскую землю и встретил сопротивление (забегая вперед, можно отметить такой факт: лодка получила приказ идти к проливу Лаперуза, но потом вернулась к Румои — не снимать ли своих с берега?) Нахождение 10-15 человек на Хоккайдо можно выдать, например, за экипаж самолета, но в случае с более чем сотней людей это не получится. Поэтому операцию и начали свертывать, она имела смысл (при несогласии американцев) только в случае быстрого и бескровного варианта. Возможно, именно наличие этих особых заданий и вызвано такое слабое освещение деятельности подлодок Тихоокеанского флота в войне с Японией. Обе лодки — «Л-11» и «Л-18» — пришли в Маоку в 10.00 25 августа, там 120 человек особенно были не нужны. Поэтому только одну лодку разгрузили, а вторую отправили назад, чтобы попутно наработать опыт переброски на лодках больших групп десанта.
    После того, как стало ясно, что Вашингтон выступает категорически против планов советской оккупации Хоккайдо, предназначенные для этой операции две дивизии 87-го СК были использованы для укрепления советского контроля на Южном Сахалине. Третья — 355-я стрелковая дивизия 87-го стрелкового корпуса, переброшенная из Приморья на Сахалин, вместе с 113-той и 2-ой отдельными стрелковыми бригадами и сводными отрядами морских пехотинцев оккупировали южнокурильские острова: 28 августа — остров Итуруп, 1 сентября — острова Кунашир и Шикотан, 4 и 5 сентября — острова Малой Курильской гряды (Хабомаи).
    Хотя в советской историографии утверждается, что Курильская десантная операция закончилась 1 сентября, на самом Деле, на основании архивных документов, как отмечено выше, следует, что оккупация островов Хабомаи осуществлена уже после капитуляции Японии.
    Интересная деталь: официального приказа оккупировать Хабомаи советское командование не направляло. Штаб ТОФ потребовал от ответственного за проведение операций на южнокурильские острова капитана 1 ранга Леонова предоставить ему 30-го сентября план возможной оккупации Малой Курильской гряды. Однако из-за плохой работы радиосвязи капитан 1 ранга Чичерин, которому была направлена эта директива, понял ее как приказ к действию. В итоге отряд под его командованием к исходу 5 сентября пленил все японские гарнизоны на островах Хабомаи и установил на них советские посты. Так как действия капитана 1 ранга Чичерина не имели в то время политических последствий, то они были одобрены ко­мандованием Тихоокеанского флота.
    Следует отметить, что после кровопролитных шестидневных боев на Шумшу оккупация остальных островов Курильской гряды осуществлялась бескровно: после высадки советских десантников японцы высыпали парламентеров и выражали готовность капитулировать. При этом материальных и людских потерь как с советской, так и с японской сторон не было
Литература.


Бабиков М.А. "Отряд особого назначения". Сывтывкар. 1991г.


Бабиков М.А. «Их не называли в сводках». Москва



http://alerozin.narod.ru/Sybmar.htm


Вернуться в «История Силламяэ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 13 гостей