Народ, который забывает свою историю, обречен повторять ее вновь и вновь

Описание, фото, воспоминания, обсуждение
lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Народ, который забывает свою историю, обречен повторять ее вновь и вновь

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 11:59

    Иваны, родства не помнящие......"Гордиться славою своих предков,не только можно,но и нужно,не уважать оное есть постыдное малодушие"(А.С. Пушкин)

В России в эпоху крепостного права пойманные беглые каторжники, чтобы скрыть свое прошлое, говорили, что ничего не помнят — ни имени, ни родства, ни места рождения. Поэтому в полиции их всех записывали «Иванами, родства не помнящими».
Иносказательно: человек, не уважающий своей истории и традиций (презрит., неодобр.).

В русской литературе XIX в. был более популярен другой обобщенный образ, созданной на той же основе. Например, писатель М. Е. Салтыков-Щедрин в своей сатире «Мелочи жизни» («Газетчик», 1886) писал об «Иване Непомнящем» (последнее слово здесь заменяет фамилию), имея в виду беспринципных литераторов, журналистов и газетных дельцов: «Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства (интересов правительства, «начальства». — Сост.), не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик... Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стесняться никакими «узами».

Аватара пользователя
Олег Култаев
Сообщения: 58
Зарегистрирован: 05 фев 2015, 00:57
Откуда: Силламяэ
Контактная информация:

Re: народ, который забывает свою историю, обречен повторять ее вновь и вновь

Непрочитанное сообщение Олег Култаев » 04 май 2015, 13:09

lazv писал(а):«Без идеи, без убеждения, без всякого понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства (интересов правительства, «начальства». — Сост.), не веря ни во что, кроме пятнадцати рублей, которые приносит подписчик... Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стесняться никакими «узами».


Много у нас таких, к сожалению. Даже в городском законодательном органе - горсобрании. :?
Депутат городского Собрания Силламяэ

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

30-40 годы...

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 20:11

    Отрывки из книги "Зарницы восхождения"-известного диссидента(диссидент (инакомыслящий) — человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с общепринятыми.) ,уроженца города Нарвы ,Сергея Солдатова.Его детство проходило в довоенной,военной и послевоенной Эстонии.Он был очевидцем многих событий,хотя его понимание и оценка этих событий ,далеко не однозначна и понятна,но некоторые пункты,можно отметить.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Re: Народ, который забывает свою историю, обречен повторять ее вновь и вновь

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 20:19

"
    1933 года..." В этот год кончилась первая треть века, принесшая человечеству Первую мировую войну. И началась вторая треть, несшая в своих недрах Вторую мировую войну. В Советской России закончилась коллективизация. На костях загубленного крестьянства начались строительство оружейной кузницы и сооружение военной машины. Над взвихренной Россией поднимается новая кровавая волна террора. В Германии приходит к власти Адольф Гитлер и страна готовится к войне. Европа стремительно начинает свой путь к военной катастрофе. К ее народам приближается призрак Возмездия. Свершать свое таинство.

    "В городе Нарве..."

    Город — крепость на бурной реке Нарове. Каменный страж на границе между Западом и Востоком. Страж в древности и в дни моего рождения. Одновременно здесь проходила граница между "демократическим" и "социалистическим" мирами, между миром свободным и порабощенным, между Эстонией и Россией. Здесь, на берегу Наровы, где полноводная река внезапно с грохотом срывается в бездну, в Кренгольмской больнице, мне суждено было увидеть свет. Лучше всего было бы не видеть этого света...

    "В независимой Эстонии..." Но прежде, чем стать независимой, и даже прежде, чем этой древней земле называться "Эстонией", а ее историческому народу — "эстонцами", происходило примерно следующее...

    В третьем тысячелетии по лесной зоне северо-восточной Европы начинается движение угро-финских племен совместно с балтами. Поток расселения был исторически устремлен на запад и северо-запад Европы. Их прародиной считается Среднее и Южное Приуралье. На рубеже третьего и второго тысячелетий одно из угро-финских племен, видимо, наиболее энергичное и стремительное, достигло побережья Балтийского моря и остановилось. Открытая ими земля была своеобразной естественной крепостью. С севера и с запада ее ограничивало беспредельное море, с востока — бурная река и огромное озеро, а с юга — непроходимые леса и бездонные болота. Земля дарила скромные возможности бороться за свое существование. Бороться способами, освященными племенными обычаями. Этими способами издревле были — охота, рыболовство, собирательство, а позднее — животноводство и подсечное земледелие. Угрюмых и отважных охотников, их трудолюбивых жен чаровала и сурово-царственная красота неведомой земли. Позднее страну посещали греческие, варяжские и арабские мореплаватели. Германские географы прозвали ее землей Эст, восточной землей (от герм. Oest — восток), а населяющих ее людей — эстиями.

    Единого, самодержавного или народовластного, государства эсты не создали, как не создали его и славяне до прихода варягов. Но со временем эсты стали воинственным и мореходным народом. Они совершали опустошительные набеги на соседние земли, в том числе и на шведское побережье. Но, видимо, главная цель была не завоевание земель, а приумножение богатств. Земля разделялась на воеводства, во главе которых в мирное время стоял выборный старшина, а в лихое — опытный военный вождь. Между воеводствами не было единства и нередко возникали раздоры. Ибо уже тогда давал себя знать определенный индивидуализм, мешающий союзу и коллективным действиям.

    Эстонская семья и род издавна жили по хуторам, часто отдаленным друг от друга на значительные расстояния. И с древних времен эстонский человек привык полагаться только на собственные силы в борьбе с суровой природой и с лихими людьми, своими и зарубежными.

    Но любое благо, доведенное до крайности, становится злом. Эстонское государство не было создано. Не найдены были надежные союзники. Это облегчило германским рыцарям завоевание Эстонии. Наступление рыцарей, объединенных в орден Меченосцев, началось в 1208 году. Оно было направлено на южные воеводства Эстонии — Соонтагана, Уганда и Сакала. Потребовалось почти одиннадцать лет непрерывной войны и стоило огромных жертв, чтобы завоевать лишь южную часть Эстонии (1219 г.). Эсты оборонялись героически. Но рыцари-крестоносцы обладали лучшим вооружением своего времени и огромными человеческими ресурсами. Тем не менее на завоевание эстонской земли германские и присоединившиеся к ним с 1219 года датские рыцари потратили почти двадцать лет. Это большой срок, учитывая огромное неравенство сил — два мощных централизованных государства против небольшой группы разрозненных воеводств. Это свидетельствует о природном мужестве и свободолюбии эстонцев еще с древних времен.

    Экономическое и культурное господство остзейского дворянства немецкого происхождения длилось семь веков, практически до 1917 года.
    Еще до немецко-датского нашествия Киевская Русь делает попытку захватить юго-восточную Эстонию. В 1030 году князь Ярослав совершает поход и на месте старого языческого святилища основывает опорный пункт Юрьев (современный Тарту). Но вскоре он был вытеснен наступающими эстонскими дружинами. В 1558—1561 годах, в ходе Ливонской войны, Иоанн Грозный также пытается захватить страну. Это ему не удается. Но он подверг страну такому страшному опустошению, что оно вошло в народные предания.

    В конце Ливонской войны Эстония подпадает под власть шведского короля Эрика XVI. Шведское "время" длилось 155 лет с 1562 по 1717 год, до завоевания Эстонии Петром I.

    Шведское правительство ограничило права и привилегии остзейского дворянства, проводя так называемую политику "редуцирования". Оно улучшило экономическое и правовое положение коренного народа. Оно заботилось также о народном образовании и здравоохранении. И эстонский народ с благодарностью называет этот период "добрым, старым шведским временем". Так — исторически, в жизни, а не на
    бумаге, на деле, а не на словах, и создаются столь трудные межнациональные отношения. Народ очень многое помнит.

    Народ не забывает ни добра, ни зла, ему причиненного. Межнациональные отношения — это, прежде всего, национальная память об этих отношениях.

    В разительном контрасте со шведским временем была эпоха, начавшаяся с петровских завоеваний. Включение Эстонии в состав Российской империи, в ходе бедственной Северной войны, было окончательно закреплено Ништадтским договором в 1721 году. Петр I, по договору с ост-зейским дворянством, ввел в стране крепостное право по образцу и подобию Российской империи. И оно было отменено лишь сто лет спустя, в правление Александра I, под сильным влиянием баронессы фон Крюденер. А после всеобщей отмены крепостного права в России в 1861 году начался мощный подъем эстонской культуры и общественной деятельности. Его назовут "временем пробуждения" (Ярка-мизаэг).

    Ярким достижением этого времени были опубликование Ф. Крейцвальдом эстонского национального эпоса "Калевипоэг" и вдохновенная патриотическая поэзия Лидии Койдулы.

    Политическому пробуждению эстонского народа содействовали демократические реформы в России в октябре 1905 года. В Государственной Думе Эстония была представлена двумя депутатами — Я. Тыниссоном и К. Рюютелем.

    Вступление России в Первую мировую войну оказалось судьбоносным и для Эстонии. После трудностей военного времени и революционных перемен в России начинается поворот и в исторической судьбе Эстонии. После большевистского переворота в октябре 1917 года, в Бресте начались переговоры с Германией о заключении мирного договора. Вследствие их провала в феврале 1918 года Эстония оказалась оккупированной немецкими войсками. За день до занятия Таллина, столицы Эстонии, там была провозглашена Эстонская Республика. После этого первый эстонский орган власти — Эстонский Комитет Спасения был распущен германскими военными властями, его члены — либо арестованы, либо загнаны в подполье, либо даже расстреляны (Ю. Вилмс и др.).

    С ноября 1918 года, после революционных событий в Германии, немецкие войска начали уходить на родину. По их следам Красная армия начала операции по занятию Эстонии. Новоиспеченные империалисты, сменившие формы и символы, оставались верными своей сущности. Они стремились, как и некогда, включить страну в состав новой коммунистической колониальной империи. Но эстонский народ, в короткий срок, поставил под ружье 75 тысяч человек и начал Освободительную войну против большевизма.

    Эстонская армия, недостаточно вооруженная и плохо снабженная, после упорной кровопролитной борьбы отбросила советские войска, и к концу января 1919 г. Эстония оказалась свободной. Затем она отбила натиск прогерманских войск Ландесвера. Потеряв более двух тысяч человек убитыми, двенадцать тысяч ранеными, около пяти тысяч умершими от ран и болезней, она одержала победу. Это было закреплено в Тартуском мирном договоре, заключенном между Советской Россией и Эстонской Республикой в феврале 1920 года. Согласно этому договору советское правительство признало на вечные времена суверенитет Эстонии, выплатило ей пятнадцать миллионов рублей военных репараций. На территории Эстонии оставалась почти 18-тысячная Северо-Западная армия ген. Юденича. Из-за ее враждебной настроенности к Республике ее разоружили.

    Эстонская Республика обеспечила своим гражданам всю полноту прав и свобод. Она дала населению возможность создавать свое благосостояние, а своим национальным меньшинствам — развивать свою культуру. И это несмотря на то, что Республика переживала серьезные трудности. А их было немало: консервация заводов, построенных царской Россией, вследствие отсутствия сырья и заказов, мировой кризис 1929—33 гг., нестабильность правительства, огромный государственный долг и многое другое. Все это тормозило успешное развитие молодой республики. Но и успехи были налицо: расширялась промышленность, поднималось сельское хозяйство, рос экспорт бекона и масла, заграничные фирмы получали концессии, развивалась национальная культура, укреплялась система образования и здравоохранения.

    Приведем некоторые данные. Число хуторов за 1929-1939 гг. увеличилось с 133 до 140 тысяч. Это значит, что ежегодно в среднем возникало 700 новых хуторов. Это большой успех, принимая во внимание малые размеры страны. В 1939 году в каждом из ее 140 тысяч хуторов было в
    среднем около 5 голов рогатого скота, 5 овец, более 3 свиней и почти две лошади.

    Это приблизительно в 2—3 раза больше сельскохозяйственной продукции на хозяйство, чем в Советской России.
    Это очень высокие показатели! Развитость сельского хозяйства обеспечивала благоприятный баланс внешней торговли. За десять лет, в период 1929—1939 гг., весь экспорт увеличился почти в 1,5 раза (с 71 до 103 миллионов крон).

    Сельскохозяйственный экспорт составлял более половины всего экспорта (53%). Главными статьями экспорта были масло, бекон и яйца. Экспорт промышленной продукции рос также, но в 1939 г. не превышал и 40% (38%) от общего объема. Статьями промэкспорта были бензин, сланцевые масла и древесная целлюлоза. Экспорт в 1939 году достигал 103 млн. крон. Более 2/3 экспорта приходилось на долю Англии и Германии (соотв. 35 и 32 млн. крон). На долю США и СССР не приходилось и одной десятой эстонского экспорта (соотв. 4,6 и 4,3 млн. крон).

    Значительных успехов достигла культура. В Тартуском университете, во всемирно известном образовательном центре, основанном шведским королем Густавом Адольфом в 1632 году, училось более 3000 студентов. Издавались десятки газет и журналов, тысячи книг. Все интересное и
    значительное в мировой литературе, философии и науке было переведено на эстонский язык. В стране проводились певческие праздники и художественные выставки, действовали театры и музеи, строились народные дома и школы.

    В каждой местности были созданы хоры, театральные коллективы, кружки народного танца, оркестры народных инструментов. Развивалась наука, особенно ее гуманитарные области. Высокого развития достиг спорт во всех его видах.

    Коротко о национальных отношениях. В 1939 году население Эстонии составляло 1133 тысячи человек. Более 2/3 населения проживало в сельской местности. Эстонцы составляли 88% населения. 12% приходилось на долю нацменьшинств. Больше всего было русских, насчитывавших около 92 тысяч человек. Долгое время второе место занимали немцы (16 тыс. в 1934 г.). Но затем в 1939 году, откликнувшись на призыв германского правительства, они репатриировались в Германию. Родовые поместья, собственные дома, основанные предприятия, могилы предков - все осталось в Эстонии. К концу 1939 года немцев осталось всего лишь около трех тысяч. В северной и западной Эстонии
    проживало более 7 тысяч шведов. Они не играли заметной роли в политической жизни страны, тяготея к своей заморской родине. Успешно занимаясь земледелием и рыболовством, они достигли значительного уровня благосостояния.

    В стране было более 4 тысяч евреев. В Таллине была синагога, большое еврейское кладбище, действовали еврейские культурные общества. Я не замечал среди эстонцев каких-либо проявлений антисемитизма, если не считать безобидных анекдотов на извечные темы о еврейской скупости и хитрости. Не было, конечно, и дружбы. Но евреи были ценимы населением как высококвалифицированные специалисты в качестве адвокатов, врачей, ювелиров, часовщиков, торговцев и т. д. Благодаря успешному состоянию дел, они жили очень зажиточно.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Re: Народ, который забывает свою историю, обречен повторять ее вновь и вновь

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 20:21

Особое положение сложилось в русской национальной общине. Она делилась на три группы:

А. Русские Причудья и Принаровья.
Они жили здесь с древнейших времен, переселившись еще из Новгородской Руси. С конца 17 века сюда бежали и старообрядцы, спасаясь от преследований на Московской Руси. Все они занимались земледелием, рыболовством, овощеводством, льноводством, мелкой торговлей и кустарным промыслом.

Условия хозяйственной деятельности были для всех одинаковы, но уровень благосостояния русских был значительно ниже, чем у эстонцев. Объясняется это различными причинами:
1/ отсутствием у русских сильно выраженного желания достичь благосостояния (эстонцы к этому упорно стремились) ;
2/ слишком большими затратами времени на живое общение между собой (эстонцы общались со своими односельчанами сравнительно меньше и реже) ;
3/ большими затратами средств на алкоголь (эсты отличались большой трезвостью);
4/ большой приверженностью к простейшим старинным формам быта, завещанным предками (жилище, утварь, обстановка, одежда, сад, огород) (эстонцы стремились модернизировать свой быт по западным образцам);
5/ многодетностью семей (эстонские семьи были, в основном, малодетными). Все это приводило к тому, что русский крестьянин тратил на земледельческий труд в два раза меньше времени, чем эстонский. Отсюда, естественно, и различная степень зажиточности. Следует отметить исключительную набожность русских и верность их всему тому, что обычно называют "русским духом". Жили они кипучей религиозной жизнью, точно соблюдая церковные обряды, часто ходили в церковь, торжественно справляли религиозные праздники, совершали паломничества по святым местам — в Куремяеский женский и Печерский мужской монастыри.

Б. Русские горожане, жившие здесь еще с дореволюционных времен.
Это были рабочие, ремесленники, торговцы, домовладельцы, служащие и значительный отряд интеллигенции. Каждый имел какой-то достаток. Их трудности были почти такими же, как и у всего городского населения.

В. Бывшие беженцы и военнослужащие белых армий, оказавшиеся в Эстонии после революции и гражданской войны в России.
Доля беженцев, эмигрантов, изгнанников — всегда горька! И условия жизни их тоже были нелегкими. Безработица, бедность, жилищное и бытовое неустройство были господствующими явлениями. Русско-эстонские отношения тоже оставляли желать лучшего. Мне приходилось
слышать обоюдные русско-эстонские обвинения. И ни одна сторона не кажется мне до конца правой. С одной стороны, неблагоприятные для человеческой жизни условия часто складывались в силу самих обстоятельств и законов развития, независимо от сознательной воли людей. С другой стороны, сами люди, в силу своих слабостей и недостатков, усугубляют неблагополучие дел. Так было и в Эстонии. В новорожденном национальном государстве были свои серьезные трудности. Более 2/3 населения было занято в сельском хозяйстве. Русские беженцы либо не могли, не имея средств и навыков, либо не хотели, понимая всю тяжесть крестьянского труда, заниматься земледелием. А в городах сложилась трудная экономическая обстановка.

Три огромных судостроительных завода, построенных еще царской Россией, были из-за отсутствия заказов и сырья частью законсервированы, частью проданы на слом. Балтийская и Кренгольмская текстильные мануфактуры были не в состоянии успешно конкурировать на европейском
рынке. Производство неумолимо сокращалось. Оставалась государственная служба и работа в социальной сфере. Но здесь, само собой разумеется, требовалось следующее:

1. Гражданство.
К сожалению, многие по старинке рассматривали Эстонию лишь как "загородную провинцию Петербурга". А принятие ее гражданства считали чуть ли не изменой делу "великой России, единой и неделимой".

2. Знание государственного языка. Этого тоже не получалось. Конечно, эстонский язык с его богатством слов, сложной грамматикой (13 падежей) и непривычным для славянина произношением — нелегок для усвоения. Но бытовало и другое. Любовь к родному "державному"
русскому языку почему-то сочеталась с пренебрежительным отношением к языку малого народа. А эстонский язык следовало бы выучить. Хотя бы посильно. Хотя бы из чувства благодарности к народу, оказавшему гостеприимство.

3. Образование. У кого оно было — в конце концов устраивались! Например, профессором гражданского права в ТТУ был бывший доцент Петербургского университета И. Тютрюмов. Но образование было не у всех. И, как это часто бывает, не все хотели прилагать больших усилий
к его получению. Моя мать и дядя не получили высшего образования, якобы горячо этого желая. Но горячие желания нужно подкрепить железными усилиями! Они любили ссылаться на отсутствие средств и дороговизну обучения в Эстонии. Все это так. Но это лишь полуправда. В ТГУ успешно учились и бедные, получая стипендии и льготы. Но если люди не обладают блестящими способностями или достаточным состоянием, то они должны это восполнить упорным трудом и отказом от удовольствий. Но как раз этого-то эпикурейски настроенные люди не желали. Негласно требовалось и еще нечто.

4. Лояльность к молодой национальной республике. Но этого тоже многим не хватало. Некоторым моим соотечественникам идея независимого государства для малого народа казалась настолько незаконной и неестественной, что ничего, кроме презрительных слов — "картофельная республика" и "чухляндия", — они для Эстонии не находили. А, собственно, почему незаконно? почему неестественно? И как бы отнесся
русский человек к поволжскому немцу, ратовавшему за включение России в состав Германской империи? И мог ли эстонский патриот восторгаться противниками своего государства?

Как бы то ни было, экономическое и социальное положение русских, а также межнациональные отношения первоначально складывались неладно. Совершенно иным образом складывалась духовная обстановка. Оторванные волей судьбы от России, русские беженцы начали с горячим энтузиазмом строить на чужбине "идеальную, духовную Россию", укрепляя начала религиозной жизни, развивая национальную культуру, поддерживая российские обычаи. Права и свободы, предоставленные Эстонской республикой, этому исключительно благоприятствовали. Русская православная церковь жила полноценной жизнью, существовали русские учебные заведения, вплоть до гимназий, издавались русские
газеты, журналы и книги, действовали русские общества и организации, проводились слеты и певческие праздники, работал русский театр и проводились концерты русских народных инструментов, читались лекции и доклады. Здесь выступали и философ Бердяев, и вождь партии кадетов Милюков, пел Шаляпин, творил поэт Игорь Северянин.

Но не только это. При эстонском парламенте существовало русское представительство, защищавшее интересы русских. Русские могли свободно выезжать в любую страну, широко общаться с русскими общинами в других западных странах. Пользовались ли русские в Советской России такими же возможностями для развития своей национальной культуры, как в стране, которую они иногда непочтительно называли "картофельной республикой?"

Но мощный религиозный и культурный подъем, будучи сам по себе явлением положительным, не улучшал первоначально межнациональных отношений. Скорее даже наоборот — подъем вел к самовозвеличиванию, которое затмевало видение судьбы, значения и целей малых народов. Поиск величия в величине, а не в благости, в силе, а не в справедливости, в исключительности, а не во всечеловечности не приводили и никогда не приведут народы к сближению. А ведь именно в этом надежда и подлинный путь человечества.

Между русскими и эстонцами была отчужденность. На великодержавную пренебрежительность русских эстонцы отвечали хмурой недоверчивостью. Психологически русские стремились видеть в эстонцах только скупых, холодных и мелочных людей. А эстонцы — в русских лишь одну якобы лень, неряшливость и шумливость.

Обе стороны оказались не на высоте, ибо кое в чем были должны друг другу. Эстонцы по сути дела подарили русским новую родину — свободную и культурную страну с прекрасной природой и хорошим климатом. И эта новообретенная родина была неизмеримо человечней, чем Советская Россия, стонавшая под красным террором, лучше Галлиполийского трудного сидения и привычнее других, сугубо и слишком западных стран Европы. Русские же по сути дела подарили эстонцам свое государственное наследие. В Эстонии использовались многие законодательные основы Российской империи и российский административный опыт. Она получила в свое достояние железные дороги и порты, шоссе и мосты, общественные здания и заводы, оборудование и сооружения, корабли и вооружение, в своей основной части созданное под управлением
российской администрации.

Так что есть вина, и есть недостаток благодарности у обоих народов. Хотелось бы видеть нечто другое, более справедливое. Русские должны были бы уважать эстонские стремления и больше помогать им в строительстве независимой жизни. А эстонцы — больше прощать русские недостатки и с большим состраданием относиться к их нелегкой судьбе. Впрочем, со временем многое изменилось к лучшему.

Экономика, хотя и неровно, но шла на подъем. Возникновение сланцеперегонных заводов в Кивиыли, Кохтла, Кохтла-Ярве, Силламяэ, а также сланцевых шахт и карьеров в Кивиыли, Кюттейыуде, Кукрузе, Кохтла, Вийвиконде предоставило русской безработной эмиграции рабочие места, возможность приличного заработка и бытового благополучия. Русские устраивались, получали образование.

Мой дед работал врачом, мать уже работала фармацевтом, дядя — профессиональным музыкантом, отец - сначала мастером, а потом квалифицированным мастеровым-ремесленником. Повторяю, между русскими и эстонцами были отчужденность и напряженность. Но никогда не было злобной вражды. Никогда в эстонском государственном сознании не возникало мысли о насильственном изгнании нелояльных русских за пределы республики. Хотя недовольство и существовало. И никогда в местном русском национальном сознании не утверждались идеи о насильственной ликвидации независимой республики, хотя не всем русским она нравилась. Более того, к концу 30-х годов обе нации еще больше привыкли друг к другу и социально срастались. Намечалась даже некая отрадная линия сближения.

Но обеим сторонам предстоит еще горчайший исторический опыт. Эстонцы вскоре познают вопиющую разницу между еще "непонятными" советскими коммунистами и уже "несносными" русскими националистами. А русские увидят страшное различие между "своей" Советской Россией и "чужой" Эстонией. Но это горькое познание будет стоить больших мук и самой жизни десяткам тысяч людей..
Последний раз редактировалось lazv 20 июн 2015, 08:56, всего редактировалось 1 раз.

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Re: Народ, который забывает свою историю, обречен повторять ее вновь и вновь

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 20:25

    В 1936 году на Кивиыльском заводе началась прогремевшая на всю Эстонию забастовка. Она проводилась в связи с требованием о повышении зарплаты и об улучшении условий труда. Мой отец, хотя и занимал на заводе почетное и хорошо оплачиваемое место, оказался одним из ее организаторов. Видимо, в пику "эстаблишменту". Он подошел во главе явившейся в полном составе смены к заводским воротам и отказался войти в них. Был вызван директор завода, кажется, его звали Кельцер. Увидев отца, он сказал: "Иван Алексеевич! Вам не место среди забастовщиков. Проходите, пожалуйста, на территорию". Отец, гордо подбоченясь, ответил: "За моей спиной стоит смена. И я отвечаю за каждого из них". "Ах, даже та-ак!" — изумленно протянул директор... И отца немедленно уволили с "волчьим билетом", т. е. без права поступать на другие заводы. Однако, зная его способности, ему предложили компромисс — выйти на "плац", т. е. на погрузку-выгрузку железнодорожных вагонов. И после определенного срока обещали восстановить на должности мастера. Но гордец отказался наотрез и вместе с Ландой и со мной переехал в пос. Силламяэ Вайваравской волости. Здесь мы поселились у родственников Ланды, и отец безуспешно пытался устроиться на местный сланцевый
    завод.

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Re: Народ, который забывает свою историю, обречен повторять ее вновь и вновь

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 20:41

    Около железнодорожной станции выстроили 3 рабочих лагеря: 1) женский и 2) мужской — для евреев-заключенных, 3) для советских военнопленных. Заключенные и пленные работали на заводе и на сланцевом карьере Вийвиконд. Их не казнили, но обращение было некорректное и питание скудное. Однажды германская администрация, со своим стремлением к чистоте и к порядку, решила продезинфицировать заводские дома с целью избавиться от клопов, блох и других насекомых. Нас всех, по очереди, на три дня выселяли из домов.

    На проведение дезинфекции прибыла команда евреев-заключенных, приблизительно в 10 человек. Они были без охраны и население охотно давало им продукты. Они изолировали помещения, используя специальную ленту, и потом забрасывали в них цилиндрические шашки с газом циклон-Б (на основе синильной кислоты). Через пару дней помещение проветривали, и люди снова въезжали в свои квартиры, иногда сладко пахнущие миндалем. Заключенные, проводившие дезинфекцию, были одеты в серые арестантские одежды со звездой Давида, но не выглядели исхудалыми. Видимо, общение с населением улучшало положение.

    И вот однажды я был свидетелем события, которого я не смогу забыть никогда. Завод соединялся с карьером Вийвиконд узкоколейной железной дорогой, пересекающей государственную около станции Вайвара. Мы ежедневно шли мимо заводского паровозного депо и, затем, по узкоколейке — в школу, до которой было около 6-ти километров. Учился я в 3-м классе школы Вана-Сытке. Утром, направляясь с мальчишками в школу, мы увидели пассажирский вагон, стоявший на запасных путях у депо. В этот вагон почему-то под строгой охраной свозили еврейских
    детей, начиная от новорожденных и кончая подростками.

    Слышались крики и плач. Потоптавшись возле, мы решили, что еврейских детей отправляют в детскую колонию. И пошли в школу, почти забыв увиденное. Возвратившись к концу рабочего дня из школы, мы увидели тот же вагон, по-прежнему под охраной, но странно затихший. А окна и
    двери были заклеены той самой серой лентой, которую я запомнил еще со времен дезинфекции. Выяснилось, что с этими детьми проделали то же, что и с насекомыми в наших домах. Та же дезинфекционная команда из заключенных евреев, на этот раз под охраной, изолировала окна и двери вагона, а затем забросила в вагон с детьми шашки с "циклоном-Б"....

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

Re: Народ, который забывает свою историю, обречен повторять ее вновь и вновь

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 20:50

    Жила во мне острая тоска по Вайвара. И однажды я убежал из дома и зайцем доехал до Вайвары. Пешком дошел от станции до Силламяэ, а потом и до Синих гор. Менее, чем два года назад здесь шли кровопролитные бои. Теперь весь район был объявлен запретной зоной — вход и въезд только по спецпропускам. Недавно в Силламяэ, исследуя сланцевую породу, выброшенную из бомбовой воронки, московские геологи нашли урановую руду. И теперь пленные латышские эсесовцы, заключенные и привезенные по оргнабору рабочие строили здесь урановую шахту, урановый комбинат и промышленный поселок.

    Я не узнал больше этих мест. Не встретил ни одного знакомого, даже ни одного человека, говорящего по-эстонски. На морском берегу почти не было песка — он весь ушел на строительство. Среди серо-монотонных каменных коробок я с трудом обнаружил наш деревянный дом. Там жил теперь какой-то партработник с семьей. "Дом старомодный, но с огородом и на берегу реки. Да и с даровой мебелью от прежних жильцов", — так, наверное, оценивал дом новый владелец. Позднее дом окажется на огороженной территории нефтесклада и будет использоваться как подсобное помещение. Затем пойдет на слом.

    От Силламяэ я пошел по шоссе в направлении Синих гор. Ни домов, ни леса, ни даже кустарников... сплошная пустыня. Будто промчались апокалипсические всадники... Будто огненный вихрь атомной войны пронесся через мир моего детства, уничтожив все, кроме земли. Но и земля вся была изранена - вся в воронках от снарядов и бомб, в ямах для добычи песка и щебня, вся изрыта блиндажами и окопами.

    Синие горы были тогда окружены еще минными полями. Лишь узкая полоска вдоль шоссе была разминирована. Вдалеке, на окружающих полях виднелись серые холмики с какими-то выцветшими тряпками. Это были трупы солдат, уже второй год неубранные. Считалось, что они тоже заминированы.

    Сойдя с шоссе на Западную гору, я медленно пошел, ощупывая шестом каждое место, на которое собирался вступить. Так я обошел все три горы, хорошо знакомые мне с детства. На них теперь не было даже травы. Кругом обгорелые и расщепленные пни, полуобвалившиеся блиндажи, осыпающиеся окопы, обрывки разорванных писем, окровавленные коричнево-грязные от крови и земли бинты, груды ржавых патронов, гильз и обойм, пробитые футляры противогазов, смятые алюминиевые фляги и обломки, обломки, обломки. Подорванные танки, орудия и оружие, видно, недавно были подобраны. Чудом уцелела лишь высокая триангуляционная башня, сколоченная из мощных бревен, изрешеченных осколками и пулями. Лестницы никакой не было. Но я залез на самый верх, карабкаясь по выступам бревен. И оттуда увидел неповторимую картину.

    Впервые я видел землю не зеленою или желтоватою, но черною и темнокоричневою от сплошь покрывающих ее воронок. Мне думается, что даже лунный ландшафт был бы жизнерадостнее того, что я видел с вершины треугольной, бревенчатой башни.

    И мне думалось, что какой-то страшный рок преследует меня, так неумолимо, жестоко и неуклонно разрушающий мой детский, прекрасный мир. Мир, где кипела такая богатая и разнообразная жизнь, где я собирал синие перелески и яркокрасную землянику, обратился теперь в юдоль скорби и печали, в кровопролитное побоище, в кладбище для десятков тысяч людей, в братскую могилу для представителей разных народов..

lazv
Сообщения: 491
Зарегистрирован: 25 мар 2015, 12:06

отрывок из книги эстонского историка профессора Мати Графа , «Эстония и Россия 1917–1991: анатомия расставания».

Непрочитанное сообщение lazv » 04 май 2015, 22:14

    Эстонская делегация в Лондоне 1 мая 1918 г. обратилась с письмом к уполномоченному правительства Советской России (РСФСР) в Лондоне
    М. Литвинову. Это было обращение к советскому правительству о признании – на основании права наций на самоопределение – независимости
    Эстонии, а также ее нейтралитета в Русско-германской войне. Указывалось, что от имени Эстонии в переговорах уполномочен участвовать только
    Земский совет (а не органы прибалтийских немцев). Единственным полномочным представителем эстонского народа должно быть Временное правительство Эстонии, образованное до оккупации Эстонии Германией.

    18 мая 1918 г. эстонская делегация в Лондоне вручила М. Литвинову документ «Будущие отношения Эстонии и России».

    В нем указывалось, что согласно постановлению Совещания Земского совета, решение вопроса, вступит ли Эстония в более тесные связи с каким-либо другим государством, например, в федеративный союз (с Россией), должно быть принято свободным народным голосованием в независимой и свободной стране под контролем какого-либо нейтрального и незаинтересованного в результате плебисцита государства (например, Швеции). В случае же обретения независимости Эстония будет придерживаться следующих принципов:

    1) Все порты Эстонии будут открыты для беспрепятственной торговли с Россией. Эстония сохранит для России ее свободный выход к Балтийскому
    морю, который, безусловно, был бы закрыт в случае установления в крае германского политического господства.
    2) Эстония обеспечит России в торговле все права и принцип наибольшего благоприятствования.
    3) Эстония стремится стать страной со свободной торговлей.
    4) Демократическая Республика Эстония обеспечит национальным меньшинствам (русским, шведам, немцам, евреям и др.) гражданские права
    и справедливое политическое представительство посредством демократического пропорционального избирательного права и национально-
    культурной автономии. Употребление языка национальных меньшинств в школах, самоуправлениях, судах будет узаконено
.


Вернуться в «История Силламяэ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: AlbertBoype и 14 гостей