- Первые письменные упоминания о деревне Вайвер (Wayver) относятся к 1424 году. В 1499 году стало известно о мызе Waiver. В 17 веке деревня разделилась на Большую и Старую деревни — Вайвара. В 1816 году упоминается волость Вайвара как мыза. Она находилась на возвышенности и ее окрестностях. Последними владельцами майоратной мызы были бароны Корф. На склоне возвышенности был заложен парк, и ее стали называть Pargimagi (Парковой горой). Первый дом волостной управы был построен в деревне Перьятси. В нем стали работать назначенные мызой волостной старейшина, его помощник и волостной секретарь.
В 1866 году, согласно новому волостному закону, власть мызы над волостной управой уменьшилась. По этому закону в состав волости стали входить мыза Вайвара и церковный приход Вайвара. В 1919 году мыза Вайвара стала собственностью Эстонского государства. В 1926 году главное здание мызы стали перестраивать для детского дома. В нем через три года поселились воспитанники. Парковая гора со временем стала называться Lastekodumagi (Детдомовской горой), а в военное время на фронтовых картах частей Красной армии эта гора и населенный пункт назывались Lastekoloonia (Детской колонией).
Летом 1941 года воспитанники детдома были эвакуированы в СССР. Местное население, опасаясь начала боевых действий, покинуло Вайвара. В войну были сожжены и разрушены церкви, детдом, школы, общественные здания, жилые дома этого населенного пункта. После окончания ее в этих местах появились люди. Восстановился поселок с новым названием - Sinimae (Сине - горье). Такое название подсказали поселянам три горы — Парковая и стоящие с другой стороны поселка — Tomimagi (Башенная гора) и гора, имеющая три названия, - Porguhauamagi (Адовой могилы гора), Porguhauamagi (Адовой бездны или дыры гора). Все вместе они называются Sinimaed, или Синие горы.
От густого елового леса над горами стояла синяя дымка. От этого-то горы казались синими. Их общая длина с запада на восток - 3,4 км, высота северного склона - 35 метров над уровнем моря. Абсолютная высота гор такова: Башенная гора - 70,6 метра, Адовой могилы гора, или более известная под именем Гренадерская гора - 83,1 метра и Парковая гора - 85,2 метра.
Давным давно, когда название Синимяэд (Синие горы) еще не использовали, все горы именовались по названию центральной горы Адовыми горами, потому как по поверью в них располагался ад. В Северную войну (1700-1721) какое-то время на центральной горе размещались гренадеры Петра I. Гренадеры - рослые солдаты, предназначенные для метания гранат (гре - над). Остроконечная шапка солдата называлась гренадеркой.
Во время Второй мировой войны на Синих горах занимали позиции части 3-го Германского бронетанкового корпуса. У немцев гренадеры - элитные части тяжелой пехоты, предназначавшиеся для штурма вражеских укреплений. Они вооружались ручными гранатами и огнестрельным оружием. Центральная гора стала называться Гренадерской.
Башенная гора - самая западная возвышенность Синих гор. Во время военных действий 1944 года эта гора значилась просто высотой 69,9 метра. Длина горы составляет примерно 900 метров и 100 метров - в ширину. Петр I во времена Северной войны приказал поставить на этой горе смотровую башню для наблюдения за шведами. Первые военные сооружения были построены на трех, тогда безымянных высотах еще при Петре I, во время Северной войны со шведами. Остатки этих сооружений, так называемый Шведский вал, упираются в северо-западную оконечность горы Торнимяги. Этот вал имеет продолжение и по южному склону горы. Есть основание предполагать, что гора Торнимяги была включена в систему обороны петровских времен. Это подтверждается и сооружением наблюдательной башни на этой горе. Название вала чисто условное, так как ясно, что построен он не шведскими, а русскими войсками для защиты тылов армии при осаде Нарвы. Склон горы, где вал стыкуется с Торнимяги, очень крутой, и вот в этом-то месте могла быть прорублена подземная галерея для сообщения южного и северного флангов Шведского вала.
В начале XX века синимяэские высоты с мерекюлаской батареей были включены в систему береговой обороны Российской империи. В тылу мерекюлаской батареи имеется глубокий овраг, рядом с которым было выстроено подземное укрытие.
На горе Паргимяги и в ее окрестностях строился самостоятельный узел обороны, предназначенный для защиты дорог, железнодорожных станций и самого перешейка от возможного вражеского десанта. В сохранившихся галереях были установлены орудия, которые могли стрелять в сторону моря и прикрывать дороги. На склоне Паргимяги стояло дальнобойное орудие калибра 210 мм и могло убираться в глубь горы. Синимяэские высоты являлись НП и КП всей обороны немцев в этом районе. Внутри горы могли быть прорублены ходы для доставки боеприпасов и резервов. По холмам были разбросаны огневые точки и опорные пункты. Возможно, часть из них была соединена подземными коммуникациями, скорее всего, были использованы петровские ходы и карстовые разломы.
Синие горы окружены тайной, а тайны рождают мифы. Полагали, что в горах были прорублены подземные ходы, соединяющие Паргимяги с Мерекюла. Ходы были приспособлены для движения автотранспорта, что позволяло немцам скрытно перебрасывать войска из одного места в другое. Во время наступления Советской армии на возвышенность какое-то немецкое подразделение попало в окружение, однако оно вдруг внезапно куда-то исчезало.
Немецкие войска использовали систему готовых подземных сооружений, приспособив и перестроив все под свои нужды. Это позволяло продержаться европейским войскам СС долгое время. Надежность рубежа "Танненберг" проверял лично Гиммлер. Линия обороны свою задачу выполнила - части Красной армии не смогли прорваться на этом участке фронта. Укрепления были оставлены только после того, как фронт был прорван на юге.
Самый интересный миф содержит в себе секрет в том, что Синие горы готовились для размещения на них пусковых площадок для запуска самолетов-снарядов ФАУ-1.
Немцы, используя заключенных и военнопленных из лагерей, которые находились рядом с Синимяэ, могли выполнить любую необходимую работу. Вдоль глинта от Силламяэ до Мерекюла немцы пробили несколько штолен небольшой длины. Вполне вероятно, что это были геологоразведочные выработки. Всем известно, что немцы в конце войны очень торопились получить обогащенный уран, но не успели. Их наработки попали в Америку, которая уже в августе 1945 года бросила бомбы на Хиросиму и Нагасаки...
Видимо, советская разведка не бездействовала. Сразу после окончания войны тайно в Силламяэ началось строительство первого завода по обогащению урана. На шахте работали заключенные, а в цехах выпускники ФЗУ ковали грозное оружие, и спустя короткое время СССР испытал свою первую атомную бомбу.
...Страшная война закончилась, но минные поля и минные ловушки представляли смертельную опасность для людей. Появились саперные подразделения, которые обезвреживали взрывные устройства, но не всегда удавалось их обнаружить. На протяжении десятилетий люди подрывались на различных взрывных устройствах, особенно молодые парни. В лесах долгов время оставались не погребенными советские и немецкие солдаты. На все не хватало сил и средств