Ранее мы делали публикацию на infosila.ee о мероприятии, проведенном 8 января 2025 года EIS (бывш. KREDEX) в Нарве, участники которого обстоятельно рассказывали о возможности реновации жилого фонда с помощью европейских средств, выделенных на эти цели. Организаторами и докладчиками на конференции были приведены очень весомые аргументы в пользу того, чтобы началась активная реконструкция жилых домов. Но, окунувшись в реальность сегодняшнего дня, довольно много общаясь с жителями нашего города Силламяэ и председателями КТ, оказывается, что веские доводы, высказанные на конференции в Нарве в пользу использования средств Еврофонда, подвергаются очень большому сомнению жителями нашего города.
Высказывается огромный пессимизм, что жители нашего города активно воспользуются предоставленной возможностью привести свое жилье в порядок. У каждого города есть своя прошлая история, именно она накладывает на горожан свой отпечаток на многие годы вперед, формирует менталитет и вносит свой «почерк» в происходящее в сегодняшней жизни. Это и есть причина, по которой в нашем городе будет гораздо труднее решиться на крупные строительные работы в жилых домах. Суть любого серьезного дела во многом кроется в деталях, которые, наверняка, не считаются существенными для Европы и для остальной Эстонии, но именно они и будут одними из основных препятствий или тормозом в желании получить европейские деньги в нашем городе. Начнем с того, что:
97% населения города русскоговорящие, 60% которых – это жители с российским гражданством, которых сейчас собираются лишать избирательного права, под вопросом также и владельцы «серых» паспортов. В разговорах жители города откровенно говорят: а что последует за этим, если они не смогут сдать на гражданство? А, скорее всего, они не смогут этого сделать по очень разным объективным причинам – практически полное отсутствие языковой среды, приличный возраст, далеко не у всех есть способности к изучению языка, нет времени посещать курсы, сейчас нужно много работать, чтобы содержать свои семьи и т.д. Это значит, что их социальное положение становится очень шатким, то есть перед людьми стоит вопрос вот так: чемодан – вокзал... из-за не сданного экзамена по языку? Или все ограничится только неучастием в местных выборах? Кто в такой ситуации морального давления будет думать о реновациях и финансовых вложениях?
Количество пенсионеров и людей, живущих на одну!!! пенсию в нашем городе, высоко. Наш город – быстро стареющий, есть статистика, показывающая высокий процент пожилых людей. А пенсия - 500-800. Имея такой низкий доход, кто будет думать о реновациях, если у людей не будет не только реальной возможности выплачивать кредитные нагрузки, но и встает простой вопрос оплаты жилья уже сегодня при резко возросших расходах на продукты питания, на лекарства, на транспорт, на электричество?
В нашем регионе – уже самая большая безработица во всей Эстонии, а масса жителей города, условно говоря, «висят на волоске» из-за возможности потерять работу или уже получили уведомления о сокращении. Будет ли кто-то поддерживать реновации в таких случаях?
Сама подготовка к реновации требует определенного интеллектуального уровня для того, чтобы правильно пройти эту нелегкую дорогу по реновации, она требует высокой осведомленности и знания государственного языка. И если городская власть реально не продумает, каким образом помочь продвинуть в массы эту, по сути, очень хорошую идею для начала реновации жилья в городе, то дело обречено на полный провал. Утверждение, что после реновации счета резко уменьшатся, никого не успокаивает, ведь до этого жилым домам нужно пройти длинный подготовительный и финансово затратный путь! Что предлагают в процессе общения председатели КТ, жители города для продвижения не только идеи реновации, но и конкретных шагов в нашем городе? Для начала:
доступность специалиста на постоянной основе для проведения консультаций и подготовки к реновации для представителей КТ в городе должна быть начальным и обязательным условием, который должен находиться, как специалист, в нашем городе. Вся подготовительная работа должна оплачиваться не самим товариществом, а также за счет различных еврофондов.
для каждого конкретного дома консультанты-специалисты, жители которого хотят участвовать в этом проекте, должны помочь подготовить полный пакет документов для получения европейских средств – это проектирование, энергоаудит, выбор фирмы-исполнителя проекта, технический надзор над проводимыми работами, расчет стоимости самой реновации. И согласие жителей на эти многолетние кредитные условия.
финансовая помощь должна обеспечить равные кредитно-финансовые нагрузки для жителей разных типов домов, которыми застроен наш город - «хрущевки», дома из красного кирпича, «сталинские дома». Они требуют разного подхода к реновации, соответственно, и разного уровня финансового вложения.
некоторые дома уже сделали значительные вложения в реновацию своих домов, за многие годы вложены средства жителей в различные ремонты. Поэтому должна быть полная ясность, как будут учтены уже проведенные работы, должна ли новая реновация за счет евроденег быть полной или, возможно, частичной, с учетом уже выполненных работ.
О «сталинском» фонде Исторически ценные дома, которые являются одним из главных стимулов для развития туризма в городе и формируют «сталинский» облик города, требуют гораздо больших финансовых вложений в реновацию из-за особенной архитектуры и строения этих домов – сложные крыши, фасады, лепнина, система вентиляции и утепление. Для трехслойной структуры наружных стен этого исторического жилья должна быть применена нестандартная методика утепления, не влияющая на первичный облик наружных стен.
Если реновацией преследуются резкое снижение теплопотребления и цель - высокая энергоэффективность, то реновация такого типа жилья требует гораздо больших финансовых вложений, поэтому задача по реконструкции этого жилья будет трудно выполнимой. Понятно, что, если не будет заботы о сохранности внешнего облика города, то какие туристы будут ездить и смотреть на разрушающиеся фасады города? Тут непрерывная круговая цепочка проблем, над которыми нужно поработать и подумать, чтобы начать шаг за шагом их распутывать.
Европейская практика реновации жилого фонда
В Европе практиковалась организация энергетической реновации домов по известной в системе «контрактинга». Выстраивается цепочка контрактинга: фирма по энергоконтрактингу – банк, у которого будут средства на «зеленый переход», страховые фирмы – квартирные товарищества выступающие в роли заказчиков и партнеров этой цепи. Суть в том, что при проведении всех подготовительных к реновации работ, определения необходимой суммы для реновации, срока погашения кредита, КТ(жители) не берут сами кредит, а подписывают, после тщательного изучения программы реновации, договор с фирмой. Она берет необходимую сумму от еврофонда, осуществляет весь цикл работ от проектирования до реновации и подписания договора об окончании работ и приемки этих работ.
Кроме чисто технической стороны реновации, заключающейся в приведении в порядок техносистем дома, ремонта фасадов и подъездов, достигается и значительное уменьшение теплопотребления и, соответственно, счета по потреблению тепла резко снижаются. Именно эта разница по снижению счетов после реновации в сравнении с оплатой до реновации и будет величиной погашения кредита, при этом, изначально все расходы по подготовке и реализации проекта будут не на жителях дома, а на фирме, получившей средства на реновацию от Еврофондов.
Возможен ли в нашем городе вариант, когда до начала массовой реновации домов был бы проведен пилотный проект по реновации по одному из каждого из трех типов домов по системе контрактинга? Тщательно продуманный и в правовом, и в техническом исполнении вариант контрактинга был бы, возможно, реалистичным вариантом, дающим толчок для массового участия жилых домов г. Силламяэ в реновации.