Дмитрий Азрикан
разработчик концепта компьютера «Сфинкс», 1987г.
В проект входили сферические акустические колонки, монитор, головные телефоны, ручной пульт со съёмным дисплеем, футуристичный дисковод для дискет, процессор с тремя блоками памяти и многое другое. «В случае использования системы одним потребителем или единовременного потребления одной и той же информации в разных помещениях квартиры достаточно применения одного блока памяти. Процессор позволяет неограниченно наращивать число блоков памяти, что даёт возможность в одно и то же время принимать или воспроизводить несколько программ для разных членов семьи», — писал журнал «Техническая эстетика» в 6 номере за 1987 год.
Светлана Мирзоян
проектировщик автобуса «Латвия», 1960 год.
Светлана Мирзоян, как и Дмитрий Азрикан, работала во ВНИИТЭ, если точнее, то в Специальном художественно-конструкторском бюро (СХКБ) в Риге. Но главный свой продукт она создала за несколько лет до перехода в бюро. Сразу после окончания Высшего художественно-промышленного училища в Ленинграде, дизайнер отправилась работать на Рижский завод автобусных кузовов. По легенде, Мирзоян выбрала место работы, с первого взгляда влюбившись в необычный микроавтобус RAF Spriditis, который увидела на улице.
Уже в 1960 году микроавтобус «Латвия» получил премию на автомобильной выставке в Лондоне. В 1961 году РАФ-977 получил премию на автосалоне в Брюсселе, а в 1962 году — в Париже.
— АРХИТЕКТУРА —
Борис Лахман
автор самого известного российского
забора ПО-2, конец 70-х
Бетонные заборы с ромбиками — символ «тёмной» России 90-х, который был изобретён главным архитектором конструкторско-технического бюро «Мосгорстройматериалы». В интервью журналу Esquire Борис Лахман, эмигрировавший в США, рассказывает: «Я сделал три эскиза, все очень симпатичные. Например, был забор, имитирующий каменную кладку. Но почему-то выбрали самый простой. Может, глаз радовала эта игра света и тени?» Сегодня бетонный забор, получивший обычное советское название ПО-2, — вслед за Калашниковым становится предметом рефлексии современных художников. 12 февраля этого года в галерее XL уличный художник 0331С представил серию фарфоровых статуэток, воспроизводящих панели забора с различными надписями и граффити.
— УПАКОВКА —
Ираида Фомина
Плакат Владимира Шрейдера
Про художницу, оформившую этикетку «Сгущённого молока», почти ничего неизвестно. Как пишет стрит-артистЕвгений Насыров, архивы Главмолока были просто выброшены на свалку из-за отсутствия финансирования в 90-е годы, и долгое время имя автора никому не было известно. Современные художники сравнивают легендарную жестяную банку «Сгущёнки» с американским консервированным супом Campbell’s. В общем, так и есть — даже современные покупатели отдают предпочтение сгущёнке в каноническом дизайне.
— ПРОМДИЗАЙН —
Вера Мухина
По легенде, создательница скульптуры «Рабочий и колхозница» вместе с Казимиром Малевичем придумала семнадцатигранный стакан с ободком. Версия реалистичная — Вера Игнатьевна возглавляла Мастерскую художественного стекла в Ленинграде и сотрудничала со стеклозаводами. К тому же, как пишет Fontanka.ru, достоверно известно, что автором пивной кружки является именно она.
Владимир Арсентьев
Официальное название эмблемы не такое элегантное, как сам логотип: «От стартов ГТО — к стартам Олимпийским». Знак стал одним из главных брендов СССР 80-х годов — силуэт Московского государственного университета (или Спасской башни) в виде беговых дорожек с олимпийскими кольцами в основании. Если олимпийского мишку придумал иллюстратор Виктор Чижиков, то с автором символа Олимпиады-80 не всё так гладко: существует версия, что студент Строгановки Владимир Арсентьев просто украл идею логотипа у другого художника Виктора Никитченко. Правда претензию в плагиате Генеральный прокурор СССР не удовлетворил.
Путаница произошла во многом потому, что логотип был прислан на всесоюзный конкурс, который был объявлен в 1975 году. Как пишет журнал Kak.ru, было прислано свыше 26 тысяч эскизов от 8 500 авторов.
Михаил Оленев
Большая часть светильников, которые разработал архитектор Михаил Оленев, были созданы для музеев, банков и гостиниц. Это не случайность — советский дизайн вообще предназначался в первую очередь «для страны» и только потом для человека. Тем не менее в 1940-е годы Оленев разработал эргономичную и элегантную лампу, которая без затей была названа по-конвейерному — «Лампа настольная». Про Оленева можно почитать в воспоминаниях Георгия Данелии «Безбилетный пассажир»: «...он всё равно каждый раз засиживался с нами допоздна — увлекался. Он накладывал на чертёж кальку, брал свой любимый мягкий цанговый карандаш «Кохинор 6В», думал и по кальке правил проект…
Получившая звание «Европеец года» в 2025 году,
Нарвский музей превзошел все ожидания в части
Глава столичного отделения партии EKRE Март
из сети, не нуждаюсь в ваших оценках, т.к. вы
Отрывок из мультфильма «Чиполлино», 1961 год. За
из сети, Да, мрачно- туповатый вы господин(жа),
Комментатор " из сети", поражаюсь вашему
малограмотный, Вот именно,что малограмотный.
во-первых,, Я просто попросила - пытаться
из сети, перестаньте кивать на других, начните с
Автор емко и аргументированно выразила свою
во-первых,, закругляйтесь с хамским тоном.
во-первых,, пишутся через дефис...та много
во-первых,, В-пятых, закругляйтесь с хамским
Реплика из зала, никто рот не затыкает.
В-пятых, закругляйтесь с хамским тоном.
из сети, та много хотелось вам сказать,
из сети, частицы то, либо, нибудь и приставка кое
Я всегда к ней с сомнением. Пустышка. Но теперь,